Примерное время чтения: 7 минут
793

«Сам от себя был в шоке». Как бизнесмен в 40 лет пошёл работать в школу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-СК 26/02/2020
Михаил Щербатюк старается пробудить в детях интерес к науке
Михаил Щербатюк старается пробудить в детях интерес к науке / Михаил Щербатюк / Из личного архива

Железноводские восьмиклассницы Милена Павленко и Ангелина Пикалова представили на всероссийский конкурс имени Дмитрия Менделеева экосистему на основе аквапоники для выращивания рыбы и салата. Увлечь девочек исследовательской работой смог их новый учитель биологии и географии Михаил Щербатюк. В школу он пришёл почти в 40 лет, имея собственный бизнес. Зачем ему это было нужно, какой увидел он школу и что думает о будущем российского образования – в интервью «АиФ-СК».

Вручили медали

Наталья Цой, «АиФ-СК»: Михаил, как выступили ваши ученицы на Всероссийском конкурсе имени Менделеева и что за медали получили?

Михаил Щербатюк: В финале, который проходил в Москве, в РХТУ им. Менделеева, участвовали дети из 56 регионов, представили 900 работ в 18 секциях.

По жребию наши девочки выступали первыми. Презентовав работу,  уверенно отвечали на вопросы как членов жюри, так и конкурентов. Организаторы похвалили, сказали, что это прецедент, когда восьмиклассницы выполняют исследование на таком уровне, но объяснили, что старшеклассникам победа нужнее. Она даёт дополнительные баллы к ЕГЭ. А нашим девочкам  поступать пока не надо. Ангелине и Милене вручили медали «Юный исследователь» и предложили поучаствовать в другом всероссийском конкурсе - «Человек. Земля. Вселенная», который также проводит РХТУ им. Менделеева. Конкурс пройдёт 13 апреля в формате видеоконференции. Там более 10 тысяч участников. Нашу работу взяли без предварительного отбора.

- Расстроились, что не заняли призовое место?

- Да, но иногда это полезно. Чтобы человек понимал, что не всё даётся легко, что-то нужно завоёвывать. Порой не с первого раза. Тем ценнее будет победа в следующем конкурсе.

Впечатления от этой поездки останутся на всю жизнь. Мы побывали в одном из лучших вузов России, Музее имени Пушкина, МХАТе, много гуляли по Москве.

РХТУ им. Менделеева, а конкретно Фонд наследия Менделеева, который проводит  конкурсы научно-исследовательских работ, предложил мне быть представителем этой организации в Железноводске, а нашей школе №3 стать площадкой для проведения региональных этапов этих конкурсов. 

«Самое тяжёлое - чувствовать себя ненужным»

- Это ваш первый подобный опыт?

- Я в школе работаю только год. Поэтому, несмотря на то, что мне 40 лет, меня можно назвать молодым педагогом. У меня своё дело: выращиваю мицелий грибов (по первому образованию экономист). Но в какой-то момент у меня, видимо, наступил мировоззренческий кризис. Стал задумываться, зачем живу, захотелось что-то доброе, светлое принести в мир. Получил диплом учителя биологии и географии.

- Найти себя мечтают многие, но мало кто решается на кардинальные перемены. Нелегко, наверное, приходится?

- Всё время приходится работать над собой, много читаю, смотрю видеоуроки лучших преподавателей. А вдруг ребёнок мне задаст вопрос, на который я не смогу ответить? Дети в этом плане очень находчивые. Нельзя спасовать.

- Помните свой первый урок?

- Да, шёл на него с замечательным настроением. Готовился, полночи сидел с книжками, выстраивал план урока. Был уверен, что дети будут сражены. Но не тут-то было. Когда пришло время начинать, я не мог слова вымолвить, меня крутило и колошматило, язык не слушался, честно говоря, сам от себя был в шоке. Кое-как провёл урок, пришёл домой и понял, что многого из того, что хотел сказать, не сказал. Взялся за работу над ошибками. Пересмотрел всё, что можно, купил медиапроектор, стал показывать 3D-модели, поменял формат уроков. Дети поколения Z воспринимают информацию по-другому.

Потом попал в Ставрополь на слёт педагогов со всей страны. Там увидел выступления заслуженных учителей, и у меня внутри заклокотало - вот как надо. Учитель - это и артист, и оратор, и учёный, и старший друг, и наставник.

После этого побывал на фестивале «Талант» в Невинномысске. Учителя года со всей России показывали там свои уроки. Я был восхищён и в то же время понял, что всё это вполне доступно, и я могу так вести уроки. Главное - желание.

- Что самое тяжёлое в вашей работе?

- Чувствовать свою ненужность. Готовиться к уроку и уходить с него, понимая, что тебя никто не слушал. Ты нацелен провести блестящий урок, а какой-нибудь Витька дёргает весь урок за косичку Светку, и классу это интереснее, чем то, что ты рассказываешь. Возвращаться после этого снова, зализав раны и сохранив желание работать с детьми - самое трудное.

- Как справляетесь с этим?

- Как говорится, всё, что не убивает, делает нас сильнее. Старшие товарищи советуют быть жёстче, смотреть на ситуацию глазами детей, отвечать самому себе на вопрос: а почему им должно быть интересно?

Жить на одну зарплату

- Педагог - сложная и важная профессия. Но как показывает жизнь, в педагогический идут все подряд, часто - абитуриенты со слабыми знаниями, которые больше никуда не могут поступить. В результате в школе оказываются те, кому там совсем не место, что во многом вызывает негативное отношение у детей и родителей. Должен ли быть специальный отбор для работы в школах?

- Нужно больше платить учителям. Почему полицейские у нас по 40-50 тысяч зарабатывают, депутаты Госдумы - по полмиллиона, а педагог - 12-15 тысяч? Для меня это скорее хобби, которое я могу себе позволить только потому, что у меня есть другой источник заработка. А если жить на одну учительскую зарплату, как содержать семью? Платить нужно в три раза больше. Тогда увеличится конкурс на место, и директор будет выбирать, а не говорить: приходите хоть кто-нибудь, работать некому. Вырастет и уровень преподавателей, профессия станет уважаемой и престижной, а дети более образованными.

- Среди ваших коллег часто встречаете тех, кто страдает от профессионального выгорания?

- Сплошь и рядом. Это основная проблема. Но ведь если  выгорел, значит, когда-то горел? А в ком-то даже искры никогда не было. Встречаются молодые педагоги, которые с удовольствием работают. Есть у нас  учительница по математике, из Ессентуков ездит в нашу школу, мёдом не корми, дай поработать, душу вкладывает. Вот такая может выгореть. А есть очень опытные педагоги, уверенные, что ничего хорошего в нынешней системе образования уже не стоит ждать. «Положено провести урок от сих до сих - я это сделаю. Захочу больше заработать - займусь репетиторством и своё личное время продам гораздо дороже», - говорят они. И я их понимаю.

Но есть, к счастью, и учителя, которые вдохновляют. Какие люди встречаются на педагогических форумах, какие интересные программы они показывают - это чудо. Есть ещё порох.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах