Госдума России 19 июня приняла в первом чтении изменения в Закон «Об образовании в РФ», которые регулируют изучение родных языков. Но с оговоркой, что ко второму чтению законопроект будет доработан.
Родной – значит, обязательный
Ранее прокуратура провела проверки в национальных регионах России и добилась, чтобы преподавание государственных языков республик велось не в ущерб русскому. Часы на «великий и могучий» добавили, где их не хватало, а с родителей учеников, изучающих языки республик, собрали заявления о том, что выбор они сделали добровольно.
В апреле группа депутатов внесла в Думу законопроект, который закрепляет право выбора родного языка за родителями. Общественность регионов Северного Кавказа документ забраковала и потребовала от своих депутатов отозвать подписи под документом. Ирина Марьяш от КБР и Шамсаил Саралиев от Чечни так и сделали.
В первом чтении зампредседателя думского комитета по делам национальностей Шамсаил Саралиев за законопроект не голосовал.
«Мы не согласны, что государственные языки республик РФ будут изучать на добровольной основе все граждане, в том числе носители языка, – прокомментировал чеченский депутат. – Мы считаем, там, где есть база для изучения родного языка, все носители должны знать и изучать его в обязательном порядке. К примеру, в Чеченской Республике созданы все условия, чтобы дети учили родной чеченский. Ко второму чтению законопроекта готовится соответствующая поправка».
По мнению Шамсаила Саралиева, представителей нетитульных народов республик «принуждать к изучению языка действительно не нужно, у них должна быть возможность выбора».
Добьют окончательно?
Впрочем, общественников, которые ранее требовали отозвать законопроект, никакие компромиссы и доработки не устраивают.
«Если я родилась кабардинкой, естественно, я должна знать свой язык, зачем мне писать какое-то заявление? Это всё равно, как если бы у меня требовали подтвердить мою национальную идентичность, – возмущается писатель, доктор филологических наук, писательница Мадина Хакуашева. – В северокавказских республиках со времён экспансии царской России идёт медленная деградация языков. Многие из них признаны исчезающими. А этот законопроект добьёт их в кратчайшее время».
По словам нашей собеседницы, родители мыслят прагматично и не станут выбирать ребёнку в школе родной язык, потому что его изучение даётся трудно, а для ЕГЭ он не нужен. Даже если язык оставят в качестве обязательного предмета, но позволят выбирать русский как родной, многие представители титульных этносов, как полагает Хакуашева, воспользуются этой лазейкой.
Все республики в составе России по Конституции являются государствами и вправе устанавливать свои государственные языки. В КБР это кабардинский, балкарский и русский языки.
«Все они равноправны. А сейчас кабардинский и балкарский, на котором говорят около 70% жителей республики, хотят сделать второсортными. Тогда и народы будут себя чувствовать второсортными», – заявляет зампредседателя координационного совета адыгских общественных объединений Муаед Чеченов.
Что касается жалоб от русских, то в КБР, по словам наших собеседников, таких не было, ведь экзамена по кабардинскому и балкарскому нет, а в быту не помешает знать язык соседей.
В Северной Осетии на проблемы с изучением языков в школе жаловались преимущественно семьи военнослужащих, меняющих места дислокации. Большинство же от изучения осетинского в школе не отказывалось при условии добровольности. Поэтому совет русского национально-культурного общества «Русь» законопроект поддержал.
«Он позволит школьникам и их родителям выбрать русский язык, который является государственным, как родной и учить его, – прокомментировал председатель «Руси» Владимир Писаренко. – К тому же рабочая группа Госдумы предлагает создать Фонд поддержки родных языков, который будет готовить учебники и учебные пособия по родному языку и родной литературе».