Андрей Глушков – представитель педагогической династии. В школе работали бабушка, мама, папа. Когда вырос, пошёл по их стопам. Уже больше двух десятков лет преподаёт историю в селе Александровском в Ставропольском крае.
«Историю любил с детства»
Валерия Криволапова, «АиФ-СК»: Вы - из династии педагогов. Бабушка учила малышей, мама преподаёт физику, папа – учитель физкультуры. Вы пришли в эту профессию под влиянием родных?
Андрей Глушков: Нет, родители никогда не давили на меня. Но влияние определённое оказали. В начале 90-х прошлого века было много экспериментальных программ поступления в вузы, одну из них родители мне и посоветовали. Мама хорошо знала всю систему, она была завучем. Вступительные экзамены мы сдавали весной 1991 года, и, получая школьный аттестат, я знал, что уже зачислен в вуз.
– Почему выбрали именно историю?
– Историю любил с детства. Когда я родился, моя бабушка оставила работу в школе, чтобы нянчить внука, и весь свой педагогический талант обратила на меня. Много рассказывала об истории и страны, и края, и семьи. И когда пришло время определяться с профессией, я выбрал историю. Выпускники истфака, как правило, шли работать или в КГБ, или райком партии или комсомола. Я собирался сделать карьеру комсомольского номенклатурщика. Но развал страны перечеркнул планы.
– Сколько лет работаете в школе? И почему вернулись в село, а не остались в городе, где учились?
– Преподаю уже 21 год. В школу попал по распределению - наш выпуск был таким последним. В условиях тогдашней безработицы это был все-таки какой-то источник дохода, к тому же я заочно поступил в магистратуру. Потом втянулся, привык, меня окружали друзья, знакомые, семья - устоявшийся круг общения.
– Для каждого учителя его предмет – самый важный. Вы к истории тоже так относитесь?
– Отвечу избитым штампом: без прошлого нет будущего. История дает возможность прогнозировать развитие, не повторять ошибок прошлого.
На одном уровне
– Вашему сыну Ване тоже ведь нравится история…
– Увлекается историей казачества, наверное, зов крови. Ещё период Древней Руси нравится.
– Но вот учится он в другой школе. Не в той, где работаете вы. Это была принципиальная позиция?
– Я учился в школе, в которой работали мои родители. И это разделение: в школе они учителя, а дома родители, - сильно напрягало. Возможно, мне не хватало именно их родительского внимания. Наша работа оставляет мало времени для семьи. Поэтому для сына я хочу быть только отцом. Учись он в моей школе, этого не получилось бы.
Нашей молодёжи очень не хватает самостоятельности и ответственности. Инфантилизм - диагноз поколения.
– А что можете сказать про своих учеников? Как выстраиваете взаимодействие с ними?
– Считаю, что к детям надо относиться как к равным. Но это не значит, что надо самому опускаться до уровня ребёнка. Напротив, надо ребёнка поднимать до уровня взрослого. Современных детей трудно чем-то удивить, они для меня партнёры, попутчики в будущее.
Расширили горизонты
– Как вы относитесь к ЕГЭ? Одобряете такую методику проверки знаний или считаете, что прежний вариант сдачи экзаменов был более гуманным, справедливым и эффективным?
– ЕГЭ себя уже оправдал, он совершенствуется, меняется содержание КИМов. Прежний вариант был далёк от объективности: в школе учителя относятся к детям как к родным, ребенку комфортно, спокойно. Учитель знает все слабые стороны своего ученика, где-то даже может помочь. А через месяц в приёмной комиссии выпускника встречают уже совсем другие люди - незнакомые, строгие, беспристрастные. Я до сих пор помню свой вступительный экзамены – очень неуютно.
Менять, на мой взгляд, надо не сам ЕГЭ, а процедуру сдачи. Металлодетекторы, досмотр, вызов по списку – это ненужный стресс для ребенка.
А в целом ЕГЭ открывает более широкие перспективы, чем те, что получал выпускник при старой системе.
– Современные технологии (гаджеты) помогают в образовании или скорее мешают, отвлекают?
– Помогают, если учитель сам умеет ими пользоваться. Когда дети не могут ответить на вопрос, не знают термина, иногда прямо на уроке предлагаю достать телефон и «погуглить». Дети должны уметь самостоятельно находить информацию – так она усваивается лучше. Но только под контролем учителя.
А вот если ребёнок на уроке, вместо того чтобы заниматься, слушать, что говорит педагог, в соцсетях сидит, это однозначно плохо. Но в этом есть и вина учителя, если он такое допустил, значит, он неверно организовал урок. Вообще соцсети стали серьёзной проблемой. И это проблема не только школы, а всего общества. Родители дают ребенку доступ к интернету, чтобы он на улице «плохому» не научился, и считают, что проблемы воспитания решены. У нас уже подрастает поколение, воспитанное компьютерами и телефонами.
– Изменились ли дети за два десятка лет вашей работы в школе?
– Дети есть дети, они не меняются. Изменилась страна, общество, совсем другие требования, новые технологии. А дети те же.