Примерное время чтения: 7 минут
8603

Аварийная посадка на минное поле. Как в Чечне в 2002-м подорвали вертолет

Военный вертолет Ми-26.
Военный вертолет Ми-26. Commons.wikimedia.org

Минное поле

19 августа 2002 года примерно в 16:10 по московскому времени военный вертолет Ми-26, который перевозил военнослужащих федеральной группировки войск, вылетел из Моздока. В 16:54 он уже был в нескольких километрах от аэродрома Ханкалы, заходя на посадку.

Неожиданно на высоте около 200 метров пилот вертолета услышал хлопок, после чего бортовые системы оповестили о возгорании правого двигателя. Опасаясь, что огонь перекинется на второй основной двигатель, командир экипажа майор Олег Батанов пошел на снижение. Он успел сообщить на землю о пожаре двигателя и заходе на вынужденную посадку. Сажать вертолет пришлось на минное поле, защищавшее базу в Ханкале от атак со стороны чеченских боевиков.

Справка
Ми-26 является крупнейшим транспортным вертолётом в мире. Он разработан Московским вертолетным заводом имени Миля. Серийно выпускается в Ростове-на-Дону вертолетостроительным предприятием «Роствертол». Ми-26 предназначен для перевозки грузов, десантирования личного состава и техники, проведения поисково-спасательных операций, в том числе и для эвакуации транспортных средств массой до 20 т.

Все произошедшее дальше напоминало страшный сон. При аварийной посадке вертолет сел не на шасси, а ударился о землю хвостом. От взрыва мин, на которые опустился вертолет, загорелись топливные баки. Военнослужащие, которые находились у дверей, успели выскочить до того, как вертолет загорелся, некоторые смогли выбраться через боковые и задние иллюминаторы.

Пассажиры, пытавшиеся убежать и оттащить раненых от горящей машины, бросились в сторону жилых домов и попали на минную полосу. Спасательная команда, прибывшая из Ханкалы, увидела страшную картину: те, кто выбирался из горящей машины, подрывались на минах. Помочь никому не могли — требовались саперы.

Пока саперы проделали несколько проходов на минном поле, вертолет выгорел полностью, а спасателям оставалось собирать тела погибших и раненых.

Жители расположенного поблизости поселка Мичурине говорили, что ни грохота от падения вертолета, ни взрыва никто не слышал: были только огромные клубы дыма.

В тот страшный день на месте погибли 117 человек. Кто-то умер в результате падения, кто-то сгорел заживо, а кто-то подорвался на минах. В последующие дни в больнице от полученных травм скончались еще 10 человек. В результате число жертв крушения Ми-26 достигло 127 человек. Все вертолетчики, включая майора Батанова, остались живы, поскольку кабина пилотов была герметична и защищена броней.

Три версии катастрофы

Президент России Владимир Путин поручил направить в Чечню госкомиссию для расследования катастрофы вертолета.

Прокуратура возбудила уголовное дело по статьям «терроризм» и « умышленное убийство».

Изначально основных версий падения вертолета было три. Члены госкомиссии считали, что Ми-26 мог быть поражен из переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла». Некоторые военнослужащие утверждали, что видели, как по вертолету велся обстрел с земли. Пилоты вертолета Ми-8, сопровождавшего Ми-26 во время перелета в Ханкалу, говорили, что в момент катастрофы наблюдали след ракеты.

Полковник Саид-Селим Пешхоев утверждал, что на этой территории террористы появиться не могли, так как она тщательно охраняется военными. Периодически на малой высоте там летали военные вертолеты, экипажи которых заметили бы любого, кто попытался бы приблизиться к трассе пролета и произвести выстрел. По его словам, осмотр упавшей машины скорее свидетельствует о том, что авария произошла из-за неисправности двигателя.

Затем появилась и третья версия, связанная с вопросом о том, сколько человек было на борту Ми-26 - вертолет мог упасть из-за перегруза. Речь шла о грубом нарушении правил полетов.

Тогда СМИ сообщали, что военнослужащие записываются в специальный полетный лист, и когда очередной борт оказывается готов к вылету, руководитель полетов вызывает пассажиров по списку. Но точного расписания не было, поэтому записывались одни, а летели совсем другие - те, кто оказался рядом с аэродромом.

Поэтому ни точного количества улетевших 19 августа на Ми-26 военнослужащих, ни точного перечня их имен никто изначально не знал.

Было ясно одно - количество пассажиров почти вдвое превышало штатную грузоподъемность Ми-26, который рассчитан на перевозку 85 человек. К тому же каждый из военных нес на себе значительный дополнительный вес в виде оружия и другого боевого снаряжения.

Уже потом станет известно, что на борту вылетевшего из Моздока в Ханкалу вертолета Ми-26 находились 147 человек вместо 85 положенных. Пять из них были членами экипажа, остальные – солдаты срочной службы и контрактники, летевшие на замену сослуживцам.

Поражение ракетой и перегруженность

Следственная комиссия министерства обороны РФ и Генеральной прокуратуры установила, что причиной авиакатастрофы стало попадание ракеты. В вертолет Ми-26 выстрелили из переносного зенитного комплекса «Игла».

Ракета поразила правый двигатель вертолета, он был полностью разрушен. Одновременно был выведен из строя и левый двигатель.

Во время выстрела вертолет находился на высоте около 200 метров. Снаряд угодил в правый двигатель воздушного судна, после чего Ми-26 загорелся и рухнул прямо на минное поле, сильно ударившись хвостом.

Ракета не только повредила двигатель, но и вывела из строя всю гидравлическую систему. Двери вертолета оказались блокированными и покинуть горящий вертолет смогли немногие.  

Эксперты говорят, что если бы в полет взяли столько людей, сколько положено - 80-85 человек вместо 147, шансов выжить у пассажиров было бы больше.

Причиной большого количества жертв следствие признало двукратный перегруз вертолёта, из-за которого пилотам было затруднительно совершить безопасную аварийную посадку.

Снимали на видео

Всего в подрыве вертолета участвовали пять чеченских боевиков.

Предварительно сообщалось, что их спонсировал Шамиль Басаев. Именно он выделил деньги на покупку восьми зенитно-ракетных комплексов «Игла». В Чечню, по версии следствия, оружие было доставлено через Грузию. 

В день катастрофа боевики прибыли в 6-й микрорайон Грозного, расположенный неподалеку от базы «Ханкала». Там в полуразрушенном двухэтажном доме на улице Тухачевского они оборудовали позицию для стрельбы.

Террористы получили команду стрелять по любым вертолетам, пролетавшим над ними.

Командовал группой боевиков Доку Джантемиров. Сам Джантемиров выстрел не совершал, но именно он зарядил «Иглу» и отдал команду открыть огонь по пролетавшему Ми-26. Все происходящее главарь чеченской группировки снимал на видео. 

В 2004 году Доку Джантемиров получил пожизненный срок. 29 апреля Ростовский областной суд признал его виновным в терроризме и убийстве.

Через год пожизненные сроки получили другие боевики Султан Мациев и Шамсутдин Салаватов.

В 2008 году Верховный суд Чечни приговорил к пожизненному заключению Висхана Хабибулаева, который в 2005 году получил лишь 13 лет лишения свободы. 

Министр обороны России Сергей Иванов публично выступил на телевидении.

«Должностными лицами министерства обороны, которые осуществляли подготовку и сам рейд вертолета, были допущены грубейшие нарушения приказов и других действующих нормативных документов: разгильдяйство, расхлябанность, безответственность и халатность. Степень вины каждого будет установлена в ходе проводимого расследования».

По приказу Сергея Иванова командующий армейской авиации Виталий Павлов был уволен с военной службы. Строгий выговор получили 6 генералов, среди которых был замминистр обороны Николай Кормильцев, командующий Северо-Кавказским военным округом Геннадий Трошев и первый заместитель главкома Сухопутных войск Александр Морозов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах