aif.ru counter
410

Заслуженная артистка КБР и КЧР: «Нужно гордиться своей историей и народом»

АиФ-СК №19 06/05/2015

Ко Дню Победы в Музыкальном театре Нальчика состоялась премьера оперетты «Севастопольский вальс». «Такие истории помогают понять, почему мы победили в той войне и как сегодня добиваться сплочения» – убеждена заслуженная артистка Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии Асият Черкесова. Сегодня она – гость «АиФ-СК».

Наше, родное…

Елена Евдокимова, «АиФ-СК»: Асият Алиевна, знаю, что свою героиню – певицу Нину Бирюзову вы к положительным персонажам не относите…

Асият Черкесова: А как относиться к женщине, во время войны изменившей мужу? Поначалу даже отказаться хотела. Единственное, что заслуживает внимания – Нина не прикидывалась, не обманывала, а честно призналась, что полюбила другого. Её письмо любящий муж – офицер Дмитрий Аверин получает перед боем. Здесь, на Инкерманских высотах, он с однополчанами защищает Севастополь. И такой удар с тыла: «Прости и забудь»… Да, она не скрывала измену, но всё-таки предала. Во время войны такие чувства, как любовь, верность, преданность, становятся значимее в десятки раз. Жизненная история – о тех, кто любил и ждал. И о тех, кто не сохранил свои чувства. После войны герои встретятся в Севастополе…

Оперетта светлая, жизнеутверждающая, гимн Победе и мужеству советских людей – народу-победителю. Константин Листов написал её в 1961-м году, сегодня она вдвойне актуальна – ведь Крым теперь наш. Мы днюем и ночуем в театре, стараемся, чтобы всё получилось достойно. Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств КБР Тамара Сафарова привлекла специалистов: консультируют по костюмам того времени, декорациям. Заказали военную форму – на сцене всё должно быть максимально достоверно. На премьеру придут ветераны, и, надеемся, смогут приехать гости из Крыма и Севастополя. Эта история близка многим семьям, чьи родные сражались на фронтах Великой Отечественной.

Потому и победили

– Ваши родные воевали?

– Трое братьев моей бабушки Мадины Озовой – Мажид, Мухадин и Аслангири погибли в той войне. Со стороны отца – пятеро Черкесовых. Юсуф – под Сталинградом, Шамсудин – на Кубани, Нахат – защищая Грозный. Его имя выбито на мемориале. До сих пор неизвестна судьба Девлета – он пропал без вести. А первая похоронка в родной аул Хабез пришла в августе 1941-го на Газиза Черкесова, старшего брата моего деда. Он служил в мотострелковой дивизии с 1937-го, даже не успел попрощаться с семьёй, их сразу направили на фронт. Ещё один брат деда – Идрис защищал Кавказ, был тяжело ранен, долго лечился в госпитале в Тифлисе. Помню, как он ходил с палочкой. И одна рука у него была парализована. Дедушка Инус сражался в 115-й кавалерийской дивизии, после ранения работал на оборонном заводе в Грозном. О войне вспоминать не любил, замыкался, молил Бога, чтобы нам, детям и внукам, не пришлось испытать этот ад.

И вместе с тем фронтовики были жизнерадостными людьми, открытыми, ценили дружбу, умели доверять и искренне радоваться простым вещам. Они были безгранично преданы Родине. Такое было поколение. Потому и победили мы в той войне. Ведь вся страна, от края до края, отдавала всё для Победы. И поднимали страну всем миром. Один только маленький аул Хабез собрал для восстановления Сталинграда 525 тыс. рублей деньгами и 1,5 млн облигациями.

Мосты – через культуру

– Сегодня в России подъём патриотизма…

– Тем не менее разобщённость есть. Молодёжь об Италии и Франции знает больше, чем о своей родной стране – о Ямале, Чукотке, Карелии. Мосты нужно наводить через культуру в первую очередь. С детского сада, со школьной скамьи открывать Россию с её многогранной многонациональной культурой. Она должна быть знакома, а значит – понятна. В сельской школе, где я училась, каждый класс ежегодно получал задание – представить одну из республик СССР. И мы готовились, изучали – историю, символику – флаг, герб, традиции, костюм. Готовили блюда национальные, одежду шили, ставили танцы и даже песни пели, слова переписывая русскими буквами. Столько было открытий! Молдавская мамалыга – каша из кукурузной муки – как наша адыгская паста. А Украина? Хаты-мазанки, плетни вокруг… И на Кавказе наши предки использовали саман и заборы плели из веток. Это сегодня высоченные каменные возводят – мы сами друг от друга отгораживаемся. Общего много, надо только захотеть это увидеть. Не замыкаться, но помня и гордясь своей историей, своим народом, уважать соседей. Тогда и они заинтересуются теми, кто рядом в России.

Многое перекликается в культуре, традициях. Но об этом нужно для начала узнать – чтобы понять, что было в истории этого народа, что с ним происходило в переломные моменты. Сегодня с помощью Интернета любую информацию можно найти, у нас в своё время такого не было. И то мы ухитрялись представления устраивать. Такой опыт родом из СССР! Почему не использовать? Сколько народов в России живёт – что мы о них знаем? Шаблоны, трафареты…

Не так давно в Москве на телеканале «Культура» записывали большой концерт исполнителей СКФО. Это было такое масштабное действо, такое многоголосье жанров – джаз, опера, народные инструменты. А в эфире показали только лезгинку. Такими нас и хотят видеть – всё по шаблону… Давно пора открывать Родину самим, не по навязанному, набившему оскомину трафарету.

Я как-то выступала в Ярославле, Угличе – удивительные города, словно в сказку попала, как Снегурочка. Надо ездить по родной стране, это такой эмоциональный заряд, восхищаться и удивляться есть чему. К нам на Северный Кавказ едут с устоявшимися стереотипами, а уезжают – с открытиями. Конечно, те, кто готов к ним, кто хочет своими глазами всё увидеть и понять наш Кавказ.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах