Примерное время чтения: 7 минут
3575

Всё спорно. Почему у фильмов о трагедии над Боденским озером низкие оценки?

"Последствия", "Непрощённый" / Кадр из фильма

Трагедия жителя Северной Осетии Виталия Калоева, потерявшего семью 1 июля 2002 года в авиакатастрофе над Боденским озером, нашла отражение в двух художественных фильмах. Американцы сняли по мотивам этих событий триллер «Последствия» (2017) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, а спустя год, в 2018 году, в России вышла своя версия случившегося – «Непрощённый» с Дмитрием Нагиевым. «АиФ-СК» сравнил картины и выяснил, что думают о них профессиональные кинокритики и обычные зрители.

Справка
1 июля 2002 года в небе над Боденским озером в Германии столкнулись два самолёта. Погиб 71 человек, в том числе, жена и двое детей Виталия Калоева. Мужчина винил в случившемся авиадиспетчера Петера Нильсена. 24 февраля 2004 года Калоев явился домой к диспетчеру, потребовал извинений, не добился их и заколол Нильсена ножом. Виталия Калоева приговорили к восьми годам тюрьмы, но в 2007 году досрочно освободили. Он вернулся на родину, стал замминистра строительства и архитектуры Северной Осетии и вышел на пенсию в 2016 году. Сейчас он повторно женился, воспитывает двойняшек.

«Не семью хоронит, а кинокарьеру»

Американский драматический триллер по мотивам истории Виталия Калоева вышел в 2017 году. Главную роль сыграл Арнольд Шварценеггер. Хотя обстоятельства трагедии над Боденским озером узнаваемы, детали полностью изменены: местом действия стали Соединённые Штаты, количество жертв выросло до 300, сменилась национальность и имена участников событий.

Ни режиссёр киноленты, ни сценарист с Виталием Калоевым не консультировались. Вероятно, поэтому в их интерпретации авиадиспетчер Джейкоб Бонанос, прототипом которого послужил убитый Петер Нильсен, испытывает муки совести, меняет работу и имя и переезжает в другой штат. По словам Калоева, Нильсен вёл себя иначе, а последствия для него обернулись лишь сменой работы.

«Никакого раскаяния, ничего не было, и это было видно, когда я к нему пришёл и посмотрел ему в глаза. Он так себя вёл, будто мне делать нечего, а я к нему пришёл. Такое высокомерие, такое презрение было во взгляде – в фильме это не отражено»,– говорил Калоев «АиФ-СК» после выхода фильма.

Кроме того, по словам Виталия Калоева, герой Арнольда Шварценеггера всеми силами пытается вызвать жалость у зрителя, и это выглядит наигранно и неправдоподобно. Вопросы вызывает и концовка фильма, в которой россиянина выслеживает и пытается убить на кладбище повзрослевший сын авиадиспетчера, но в итоге не может осуществить задуманное.

Отзывы зрителей неоднозначны: одни считают роль Романа Мельника лучшей за всю карьеру Арнольда Шварценеггера, другие называют фильм скучным и мелодраматичным, а сюжет – нелогичным.

«Фильм показывает человеческие переживания в момент наивысшего отчаяния, и хотя для режиссёра Эллиотта Лестера подобные жанровые съёмки несколько диковинные, он сумел совладать с чувствами и выдать вполне жизнеспособную картину», – пишет один из зрителей на «Кинопоиске».

«Очень спорный и неоднозначный фильм, который весьма вольно отражает на экране не менее спорную историю жизненной трагедии Виталия Калоева и авиадиспетчера Петера Нильсена. Абсолютно депрессивное и тяжелейшее кино, которое не способно научить ничему хорошему зрителей и позволяет Арнольду Шварценеггеру ещё раз упасть в наших глазах», – считает другой киноман.

Оценки кинокритиков также разнятся. Известный российский обозреватель Антон Долин считает, что фильм, несмотря на все несовершенства, задевает за живое и не оставляет зрителя равнодушным.

«Самое унылое, что есть в фильме – это, собственно, старенький бесформенный Шварценеггер. Он здесь скорее не экранную семью хоронит, а кинокарьеру», – сокрушался в журнале Empire кинокритик Егор Беликов.

Сам Арнольд Шварценеггер ролью остался доволен. По его словам, фильм создан для того, чтобы люди дорожили близкими.

«Для меня было важно услышать мнение именно об этой работе, – рассказал актёр в одном из своих интервью. – Я был удивлён, что всего за четыре часа трейлер посмотрели более двух миллионов людей со всего мира, они писали в комментариях, что очень сильно сочувствуют людям, у которых погибли родственники в этой трагедии, и что, возможно, на месте потерявшего семью героя поступили бы точно так же».

Триллер «Последствия» собрал $244 489 в российском прокате при бюджете в $10 500 000. В мировом прокате, по данным IMDB, $840 809. Больше половины суммы фильм заработал в первый уик-энд, после чего интерес к нему пошёл на спад. Средняя оценка на «Кинопоиске» и платформе IMDB - 5,7 баллов из 10 возможных.

В главной роли - шоумен

После выхода «Последствий», в которых слишком много деталей расходились с реальными событиями, отечественный режиссёр Сарик Андреасян («Беременный», «Тот ещё Карлосон» и др.) сообщил, что снимает свой, более реалистичный фильм. Киноманы заранее восприняли его холодно: частично из-за легкомысленности предыдущих фильмов этого режиссёра, частично – из-за выбора на главную роль Дмитрия Нагиева, больше известного зрителю в качестве шоумена.

«Когда я узнал, что Сарик Андреасян, известный в первую очередь пошлыми «комедиями», снял фильм по истории Виталия Калоева, меня сразу охватили дурные предчувствия. Утешала мысль, что эту написанную жизнью трагедию надо ещё постараться испортить. Собственно, испортить и не получилось, но и снять хоть сколько-нибудь интересный фильм не получилось тоже», – пишет один из зрителей.

«Честно говоря, никогда не воспринимал Дмитрия Нагиева как актёра, скорее как шоумена. Наверное, поэтому мне он не показался достаточно убедительным в этой роли», – добавил ещё один киноман.

«Всё делается в лоб, направлено на интенсивную эксплуатацию зрительских чувств и снабжено простейшей символикой, понятной даже первокласснику», – пишет обозреватель Дмитрий Сосновский.

Несмотря на обилие негативных отзывов, положительные рецензии уравновесили их. В российском прокате фильм с бюджетом $1 500 000 собрал $6 104 111 – намного больше «Последствий». Сюжет оказался максимально близок к реальной истории Виталия Калоева, вплоть до имён главных действующих лиц. Герой Дмитрия Нагиева показан принципиальным человеком, самоотверженно переживающим своё горе. 

«Фильм необходимо посмотреть, чтобы о многом подумать и поразмышлять. Пускай это не развлекательное кино, но его точно нельзя пропускать», – считает одна из зрительниц.

«Это пример сильного драматического кино, которое пролетает на одном дыхании, оставляет долгое послевкусие. Да, это вам не разовый аттракцион, а вдумчивое и глубокое кино, украшенное крепкой режиссурой и великолепной игрой Нагиева», – пишет ещё один пользователь «Кинопоиска».

Дмитрий Нагиев в интервью после выхода фильма рассказал, что похудел для съёмок на восемь килограммов и с трудом выучил несколько фраз на английском языке. Признался, что поскольку параллельно он продолжал сниматься в комедийном сериале, входить в образ трагического героя было непросто.

«Я всегда говорил, что никогда не пытался играть реального Виталия Калоева. Я никудышный пародист, а это была бы точно пародия. Я собирал образ из ключевых моментов нации, точечных штрихов настоящего Калоева. Мне всегда было проще показать, чем рассказать такие вещи», – рассказал актёр.

Виталий Калоев посмотрел фильм одним из первых ещё в июле 2018 года, когда ленту показывали на кинофестивале «Хрустальный Источник» в Ессентуках. И по некоторым данным, увиденным остался доволен.

Средняя оценка на «Кинопоиске» - 6,7, на IMDB – 6,3.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах