Примерное время чтения: 5 минут
89

Навеки остался в горах. Как Кавказ забрал жизнь режиссёра Сергея Бодрова

Сергей Бодров-младший так и не завершил работу над своим фильмом «Связной».
Сергей Бодров-младший так и не завершил работу над своим фильмом «Связной». Кадр из фильма

20 лет назад Сергей Бодров вместе со съёмочной группой погиб при сходе ледника в Кармадонском ущелье. Это была уже не первая поездка режиссёра на Кавказ. Что он успел снять в регионе и как в Северной Осетии чтят его память - в материале stav.aif.ru.

Пленный с наградами

Знакомство с Кавказом для Сергея началось с роли в фильме его отца «Кавказский пленник». Эту ленту Сергей Бодров-старший задумал в 1995 году как современную версию одноимённого рассказа Льва Толстого.

На тот момент Сергей Бодров-младший окончил с красным дипломом отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М. В Ломоносова, учился в аспирантуре. Узнав о планах отца, он упросил его взять с собой на съёмки в Дагестан. Был готов ехать туда даже в качестве разнорабочего. 

В итоге получил одну главных ролей - рядового Ивана Жилина. А всё из-за того, что режиссёру фильма не понравилась ни одна из кандидатур. Съёмки проходили в сёлах Агульского и Табасаранского районов, а также в древнем Дербенте. А сцену, как горцы отдыхали и готовили шашлык, запечатлели у Хучнинского водопада. 

Игру Бодрова-младшего нельзя было назвать виртуозной, однако он настолько убедительно и органично изобразил Жилина, что это принесло ему и фильму не одну российскую и международную награду. «Кавказский пленник» получил «Нику» как лучший фильм, «Хрустальный глобус» в Карловых Варах, приз Федерации прессы в Каннах. Фильм был номинирован на престижный «Оскар».

Полубандиты из Дагестана

Позднее роль жителя коммунальной квартиры в фильме режиссёра Режиса Варнье «Восток-Запад» в 1998-1999 годах свела Бодрова-младшего с двумя дагестанцами. После этой встречи в его голове родилась идея собственного фильма «Связной», работу над которым оборвала Кармадонская катастрофа. 

«Там, на съёмках в Болгарии, он познакомился с двумя такими полубандитами, ребятами из Дагестана, насколько я помню. Они скрывались за границей. Он, когда звонил мне оттуда, рассказывал, как ему интересно их слушать. Эти полубандиты рассказали ему, как они убегали, как прятались, про какую-то реально существующую колдунью, которая им повстречалась. И Серёга за ними всё записывал», - вспоминала его супруга Светлана. 

Первого июля 2001 года первый фильм Сергея Бодрова «Сёстры» участвовал в информационном показе на XXIII Московском международном кинофестивале. На церемонии закрытия Бодров получил из рук президента форума Никиты Михалкова спецприз от компании Kodak - 10 тыс. метров киноплёнки. 

На неё Бодров решил снять второй фильм «Связной». На сценарий у него ушло полгода -  текст менялся несколько раз. 

«Там даже героев зовут Армен и Ильяс - так реально звали тех ребят из Дагестана. Он писал очень долго, вымучивал этого «Связного». Он ему был дорог», - вспоминала жена Бодрова. 

Рядом была война

По одной из версий, о живописном Кармадоне режиссёру рассказал актёр Андрей Федорцов после съёмок сцен детективного сериала «Убойная сила - 3». По другой -локацию предложил Алексей Балабанов. Режиссёры вместе ездили в Кармадонское ущелье Северной Осетии, где снималась балабановская «Война». 

Сергей играл в этой ленте парализованного капитана. В разгаре была вторая чеченская кампания, а съёмки проходили не только в Осетии, но и в Кабардино-Балкарии и Чечне. Группу кинематографистов охраняли сотрудники СОБРа. И не зря. 

«Вертолёт по сценарию фильма выпускал тепловые отстрелы и  случайно попал этим в древнее балкарское кладбище. Оно загорелось. Запахло небольшим этническим конфликтом. Вся молодёжь селения, все парни - многие снимались в массовке - с наклеенными вахаббитскими бородами и автоматами, двинулись к нам. Они были близки к тому, чтобы повернуть оружие в нашу сторону», - вспоминал Бодров в интервью журналистке Елене Кутловской. 

Разгневанных местных жителей удалось остановить только бывшему чеченскому капитану. 

Камера, мотор, памятник

Съёмки своего фильма Бодров рассчитывал провести за два месяца. Они начались накануне трагедии, 19 сентября 2002 года, в женском отделении колонии №1 Владикавказа. Снимали восемь часов и завершили работу в 22.00. В пятницу группа успела отснять только одну сцену - как один из героев встречается со своими родными. Из-за другой сцены Бодров с коллегами задержался до вечера. В результате группу накрыло селем после схода ледника Колка. Тела до сих пор не нашли.

В память о трагедии у входа в ущелье установили мемориальную плиту со списком пропавших без вести. Через 12 лет после катастрофы на стене поверх табличек с портретами Бодрова и конников театра «Нарты» осетинские активисты и художники изобразили полутораметровое граффити с Бодровым на фоне гор и всадниками. Ежегодно в годовщину гибели Бодрова туда приезжают поклонники его творчества со всех регионов России, оставляют свежие цветы. 

В семи километрах от селения Гизель, куда добрался ледник, установлен памятник в виде заточённого в лёд юноши. На пожертвования на месте лагеря «Надежда» в Кармадонском ущелье поставили медное изваяние скорбящей матери, которая ждёт ребёнка. Рядом - 25-тонная глыба, куда вмонтировали плиту с именами погибших. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах