Руслан Калухов из североосетинского села Толдзгун занимается холодной ковкой. Увлечение перешло к нему от отца.
Привет от скифов
Холодную ковку называют ещё выколоткой или дифовкой. Это популярное у мужчин занятие с незапамятных времён. Найденные при раскопках сокровища скифов лишь подтверждают этот факт. Среди обнаруженных артефактов – стилизованная посуда, украшения, сувениры и другие предметы, изготовленные с использованием технологий холодной ковки.
Руслан Калухов начал работать с металлом в 20 лет, сначала просто по наитию. Его отец был хорошим кузнецом, с нему с заказами обращались из соседних республик. Большую роль в судьбе племянника сыграл дядя – художник Майрам Тагаев.
«Он познакомил меня с директором творческо-производственного комбината Художественного фонда РСФСР Виктором Бадтиевым, куда меня в итоге взяли форматором. Помню, как в Осетию приехал один из лучших в то время мастеров по выколотке Альберт Беляев, я у него многому научился. Потом Бадтиев отправил меня повышать квалификацию в Москву, где я учился у других мастеров-литейщиков, арматурщиков, выколотчиков. Вернувшись, пошёл работать у скульптора Владимира Хаева. Помню, как он предложил мне заняться бюстом Кирова. Хаев лепил, а я снимал форму и переводил скульптуру в медь. Это был первый подобный опыт. Потом был бюст художника Махарбека Туганова, он и сейчас находится на его родине в селе Дур-Дур, – рассказывает Руслан. – Лепке меня учил народный художник Чермен Дзанагов, он мне и с мастерской помог, здесь я работаю уже около пятнадцати лет».
Не кувшин, а Песня
Руслан выковал бюсты Пушкина, Коста, основателя села Толдзгун Дзамболата Будаева, барельефы.
Однажды внутренний голос подсказал ему, что неплохо было бы попробовать себя в новом направлении – в создании посуды из меди. У мастера получаются не просто кувшины разной формы, а настоящие произведения искусства.
«Каждый сосуд имеет своё название: «Дзерасса», «Скиф», «Песня»… Они не раз побывали на выставках в Союзе художников РСО-А и в других регионах. Сначала я рисую эскиз на бумаге, затем начинаю работать с медью. В металле порой получается даже интереснее, чем выглядело на рисунке».
На видном месте в мастерской – композиция «В начале было Слово». Кажется, что на ней оживает картина сотворения мира из хаоса. Вызывает ассоциацию с соответствующим полотном Айвазовского. Но если художник говорит со зрителем на языке живописи, то Руслан изъясняется на языке формы.
«Руслан создает красоту, – говорит его коллега, скульптор Олег Царгасов. – Настоящие мастера не могут объяснить, как у них получается то или иное произведение, они творят по наитию».