Раз в месяц молодые представители карачаево-балкарской общины Ставрополя проводят той - традиционную танцевальную вечеринку. В старину это был один из верных способов для юношей и девушек познакомиться и заявить о своих чувствах, не нарушив строгих правил этикета. Те времена ушли, и многие ритуалы позабылись, но той остался любимой народной забавой. Как это выглядит в наши дни, выяснял «АиФ-СК».
Орёл и лебедь
Современный той не требует от участников длительной подготовки. Достаточно нарядно одеться и прийти на встречу. По возрасту ограничений нет: танцуют и маленькие дети, и старики, если у них возникло такое желание. Горянки и джигиты выстраиваются напротив друг друга, а те, кто не хочет танцевать, могут любоваться со стороны.
В Ставрополе на карачаево-балкарских вечерах исполняют два танца: тюз тепсеу и абезек. Первый предназначен для знакомства, а второй - для более близкого общения, разумеется, в рамках приличий.
«Парень не может сам пригласить понравившуюся ему девушку на тюз тепсеу: для этого есть распорядитель, той-тамада, - рассказал студент из Учкекена Расул Магаяев. - Именно он составляет пары и старается делать это таким образом, чтобы они не повторялись в течение вечера. Впрочем, если вы знакомы с той-тамадой, можете попросить его об услуге, намекнуть, с кем желаете танцевать. Но учтите, что дважды выбирать одну и ту же девушку без разрешения её родственников нельзя».
Некоторые наблюдатели сравнивают тюз тепсеу с полётом двух птиц: орла-мужчины и лебедя-женщины, потому что во время танца юноша демонстрирует ловкость и удаль, девушка - скромность и грацию. Партнёры не должны соприкасаться даже случайно, поэтому они кружатся на почтительном расстоянии и сближаются ненадолго. Танец пары длится определённое время, после чего в центр выходят новые партнёры.
Кулак – шансов нет
В конце вечера всегда танцуют абезек, и это тот самый момент, когда юноша имеет полное право пригласить любую девушку и даже взять её за руку, а ей придётся согласиться, чтобы соблюсти приличия. Своё отношение к партнёру она может выражать только жестами ладони: сжать кулак, когда у юноши нет шансов, прикоснуться к его ладони своей, давая шанс, или сцепиться пальцами, если пора свататься. Девушка, танцующая с братом, использовала специальный семейный жест.
«Сейчас эта система жестов почти не используется, - рассказал Мухаммад Байрамуков, изучающий карачаево-балкарские танцы. - Профессиональные танцоры в ансамблях держатся за руки так, как удобно, не вкладывая в это традиционного смысла. Да и сами танцы изменились, стали проще. Изначально каждое движение было зашифрованным посланием, юноши и девушки так разговаривали и узнавали друг друга. Сейчас для этой цели используют социальные сети и мессенджеры, а традиции исчезают. Сейчас танцуют всего два танца, а в старину их было больше 60!».
Мухаммад - завсегдатай карачаево-балкарских вечеров в Ставрополе. Он танцует с детства. Когда-то занимался в хореографической школе, но там ограничиваются лезгинкой и поверхностным знакомством с кавказскими танцами. Чтобы приобщиться к традициям своего народа, молодой человек учился на свадьбах и других праздниках, повторяя движения за взрослыми, и расспрашивал знающих людей.
«Я расспросил старших и узнал, что многие танцы были языческими, поэтому с распространением ислама они исчезли. Мы можем сохранить то, что осталось, это зависит от нашего желания учиться и беречь традиции. Важна и поддержка таких начинаний: можно открыть школу танцев, если будут средства на зарплату преподавателя и аренду помещения. Когда я учился в школе, наши танцы нигде не преподавали, сейчас же появляются кружки и студии для детей и взрослых, но их немного и в КБР, и в КЧР, и тем более на Ставрополье».
Встречи в Ставрополе организует карачаево-балкарский культурный центр «Алан». Его представители участвуют и в городских праздниках, например, в ежегодном фестивале национальных культур. Для земляков в культурном центре проводят конкурсы и спортивные соревнования, а для детей работает кружок, в котором можно изучать язык и правила горского этикета.