Примерное время чтения: 5 минут
253

Знаменитому маршу «Про­щание славянки» – 100 лет

АиФ-СК №29 18/07/2012
Фото: АИФ

Предвоенный 1940-й. В курортном Кисловодске – обычная прогулочная атмос­фера, флер праздности с пролетарским налетом. На центральном бульваре – призывная вывеска: здесь можно записать звуковое письмо. Модный тренд про­шлого века – послания на пластинке, привет с курорта. Мужчина в возрасте заходит в салон. Он будет диктовать письмо своему сынишке...

Два главных парада

Потом будет война. И схваченный жутким морозом ноябрь 1941-го. Чеканя шаг, по мостовой Красной площа­ди идут советские солдаты. Отсюда – прямо на фронт. Провожает их сводный воен­ный оркестр. Холод страшен­ный, музыканты играют, с трудом выдерживая дыхание. Василий Иванович Агапкин (автор марша) напишет после в своём дневнике, как сапоги его примёрзли к дирижёрс­кой подставке и он едва не упал, вовремя поддержал то­варищ.

- Говорят, тогда на свой страх и риск он сыграл «Про­щание славянки», - расска­зывает писатель и драматург Николай Черкашин. – Прежде ни в каких рекомен­дательных списках по испол­нению этот великий марш не значился, поскольку считался белогвардейским.

После 1917-го «Прощание славянки» было под запре­том – ещё бы, вся царская армия под него ходила. Иг­рали марш у Деникина и Колчака, да ещё зарубежные радиостанции начинали по­зывные «Славянкой». Он, как никакой другой, не рвал так русскую душу…

- Написал Василий Ивано­вич десятки маршей, вальсов, но этот - безусловный ше­девр. У меня коллекция мар­шей – немецких, английских, французских, но такого точ­ного и сильного нет. Это был могучий всплеск, как Клод-Жозеф Руже де Лиль написал за одну ночь «Марсельезу», так и марш этот был создан, - говорит Черкашин.

Июнь 1945-го. Парад Побе­ды. Сводный оркестр на Крас­ной площади славит народ-победитель. Славит победной «Славянкой». Своим маршем дирижирует Василий Агапкин. Правда, согласно ряду источ­ников, в день обоих парадов звучало несколько маршей, но «Славянки» в их числе не бы­ло. Спустя годы Канны замрут под «Прощание славянки» в культовом фильме Калатозова «Летят журавли»…

Родился как «балканский»

- Меня этот марш всегда волновал, как и многих дру­гих людей, – рассказывает Николай Черкашин. – Марш гениальный, другого такого нет. Было удивительно, что никто не знает, что еще на­писал его автор. Да и данных о нём было очень мало. Ка­кой-то Василий Агапкин, что он еще написал, где жил, чем занимался?

Лето 1912-го. На Балка­нах – война. Сражаются братья-славяне. А в далёком городке Тамбове молодень­кий трубач напишет музы­ку в порыве солидарности и патриотизма. Спустя 2 года, в первую мировую, «Про­щание славянки» будет уже настоящим гимном воинс­тва Российской империи. Василий Агапкин играл на кларнете в оркестре кава­лерийского полка, после 1917-го попал в стан крас­ных. Создал свой оркестр и даже участвовал в походе в Польшу – в составе полка «красных гусар».

- Я встречался с музы­кантами его оркестра, и они отзывались о нём так: душа-человек, к нему можно было подойти и попросить денег до зарплаты, Василий Иванович никому не отказывал и даже забывал о том, сколько и ко­му одолжил, - рассказывает Черкашин.

В 1974-м марш Агапкина в исполнении Образцового оркестра министерства обо­роны под управлением ге­нерала Назарова выйдет на гибкой пластинке в журна­ле «Кругозор». При записи марша ансамблем Алексан­дрова будет задействована труба самого Василия Ива­новича – инструмент даст на время дочь композитора и дирижёра Карина. Её ра­зыщет в Москве Николай Черкашин. Она позволит ему переснять сохранив­шиеся фото и посмотреть вещи отца. Среди них будет и гибкая пластинка – зву­ковое письмо сыну из Кис­ловодска.

- В нём столько теплоты и заботы! По его словам и обра­щениям можно судить, каким он был отцом, как беспоко­ился о семье, - делится Ни­колай Андреевич. – Агапкин рассказывает, как отдыхает в санатории, очень трогатель­но советует сыну слушаться маму, выполнять её настав­ления.

Он ушёл в середине про­шлого века и покоится на Ваганьковском кладбище. На надгробии – 4 первых такта «Прощания славянки». Глав­ного марша России, написан­ного ровно 100 лет назад.

Он звучит в память тех, кто остался на поле боя, и тех, кто вернулся вопреки всему.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах