Примерное время чтения: 6 минут
64

Избушка для ветерана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "АиФ - Карелия" 28/04/2010

Совсем немного времени остается до празднования 65-летия Победы, а ветераны войны в глухой ставропольской провинции живут в удручающих условиях. И вряд ли к светлому празднику ситуация изменится.

Похоже, никому из власть предержащих ни на местном уровне, ни на краевом и дела нет до указаний главы страны, призвавшего всех участников Великой Отечественной обеспечить жильем до 1 мая 2010 г. Парадоксально, но участник ВОВ, инвалид 2-й группы из села Орловка Буденновского района Ставрополья 85-летний Иван Белобров даже не просит себе новой квартиры, ведь на этой земле их предки живут уже более 200 лет. Но уже далеко не первый год он вместе со своей 82-летней супругой мечтает хотя бы о создании элементарных человеческих условий в их стареньком жилище 40-летней давности.

"Страшное - это пуля-гад"

Мы разговариваем с Иваном Антоновичем в нестерпимо натопленной старинной русской печкой (на дворе ХХI век) крохотной времянке, где он вынужден ютиться вместе с женой, чтобы не быть погребенным под стенами шатающегося дома. В комнате градусов за сорок, а он все равно мерзнет из-за очень низкого артериального давления и ряда других проблем со здоровьем.

На старинном зеркале - фотография военных лет, где он, некогда цветущий и здоровый, вместе с сослуживцами снялся на память. В армию был призван в 1943-м, на 2-й Украинский фронт, которым командовал легендарный Г. Жуков. Тогда 18-летний сержант, наводчик-пулеметчик 124-го стрелкового полка Ваня Белобров в городе Броды лихо своим "максимом" отстреливался от фашистов. "Страшно не было. Заряжу в ленту 250 патронов - и вперед: за Родину, за Сталина! Самое страшное - пуля-гад! И еще, когда тяжелораненые бойцы просили предать их земле. Но кто ж живого человека будет убивать, притом своего?" - вспоминает ветеран. А на переломе войны он стал бонификатором противомалярийного отряда. Тогда немцы уже отступали, а, драпая, и воду в колодцах, и почву травили всякой заразой: и чумой, и малярией, и холерой. Бонификаторы, рискуя своим здоровьем, шли даже впереди разведчиков. Так Иван Антонович прослужил до октября 1946 г., пока не признали у него белокровие. За фронтовые подвиги он награжден медалью Жукова, "За победу над Германией", всеми юбилейными наградами. После войны устроился пилорамщиком в совхоз, в конце 50-х даже был начальником милицейского отделения в п. Затеречный Нефтекумского района.

В 48-м году Иван Антонович встретил свою судьбу, Сашеньку. Ее молодость не менее драматична и заслуживает достойной старости. "В 16 лет, сразу после школы, работала трактористом. Сядем на целые сутки на трактор - и поехали: пахать, сеять и косить - мужики-то все на фронт ушли, - рассказывает Александра Ивановна. - Спать некогда было, уже отдыхали, только чтоб руки расслабить. А потом, в 1945, нас, четырех девчонок, забрали в г. Шахты: две шоферили, а две работали грузчиками, мы песок и кирпич таскали, восстанавливая разрушенное. Через три года вернулась, и в селе Архангельском мы познакомились с Иваном".

"А у деда же три сына..."

Результат этого счастливого и долгого брачного союза - трое детей, семеро внуков и четыре правнука, которые, собственно говоря, и не дают покоя местным властям, которым президентский закон не писан.

2 года назад у ветеранов побывала официальная комиссия из Орловского сельсовета, которая дала свое заключение о невозможности проживания в подобных условиях, да еще и участника ВОВ. Но кроме установленной, причем неправильно, деревянной форточки во времянке дело с мертвой точки не сдвинулось. Уже в феврале этого года из минтруда и соцзащиты СК пришел ответ министра А.П. Карабута: "Уважаемый Иван Антонович, в соответствии со ст. 51,52 ЖК РФ вопрос признания граждан нуждающимися в жилом помещении и постановки их на жилищный учет в качестве нуждающихся входит в компетенцию органов местного самоуправления по месту жительства. Согласно ФЗ "О ветеранах", инвалиды (участники) ВОВ и члены семей погибших, умерших инвалидов ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на жилищный учет. Право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется один раз".

К чему эта отписка, ветеранам не совсем понятно, ведь за свою жизнь они еще ни разу не просили себе никакого жилья, а о том, что каждому участнику ВОВ положено 774 тыс. руб. на улучшение жилищных условий, прекрасно знают сами.

Кто-то, как это и сделали чиновники, скажет: у них же есть дети, пусть они все отремонтируют! Да, но они уже сами пенсионеры с собственными семьями. Причем один сын находится в трудной жизненной ситуации, другой, несмотря на преклонный возраст, работает вахтовым методом и мотается по стране. А старший, Петр Иванович, как раз и занимается устройством жизни родителей, обращаясь во всевозможные инстанции.

Что касается помощи своим любимым старикам, Петр Иванович полностью обеспечил их всей бытовой техникой, регулярно из Ставрополя привозит продукты и все необходимое. Каково же было его удивление, когда буквально месяц назад к ветерану приезжала новая межведомственная комиссия, установившая "при визуальном обследовании домовладения", что и кровля, которая вот-вот может рухнуть, и пол в доме, оказывается, в удовлетворительном состоянии. По их мнению, хватит косметического ремонта помещений и оштукатуривания стен. Особо в этом акте подчеркнуто: на территории имеется баня - на самом деле в ней страшно мыться даже здоровому человеку. Также выделено: "У ветерана ВОВ три сына, которые проживают отдельно и помощи не оказывают, при этом Белобров П.И. пользуется автомобилем "Ока", выданным отцу. И, наконец, "на основании (!!!) вышеизложенного комиссия считает, что жилой дом по адресу: с. Орловка, ул. Буденного, 25, пригоден для проживания". Их бы поселить в такой дом, да еще на старости лет!

Президент им не указ

До грозящей в любой момент обрушиться ветхой бани (для нее еще нужно кому-то и дров наколоть да раскочегаривать часов пять) немощному дедушке не дойти. Кивать на его сыновей, которые постоянно навещают родителей и помогают чем можно, - верх цинизма со стороны представителей муниципалитета. Но самое главное, все эти доводы к указу Д.А. Медведева, дополненного, кстати, поправкой "предоставить жилье вне зависимости от имущественного положения ветерана" не имеют никакого отношения. Хотя квартиру даже никто и не просит. Вот так на ставропольской периферии выполняются распоряжения главы государства. Теперь весь пакет документов вместе с фотографиями ужасающего ветеранского жилища отправился в приемную Президента РФ, а также в Комитет по делам ветеранов. Конечно, к празднику Белобровам вряд ли успеют помочь, но главное - хотя бы взяться за дело.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах