Примерное время чтения: 3 минуты
90

Горянки и Жозефина ценили тонкий шелк

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 19/03/2008

"Рукотворное творчество народов Северного Кавказа" - так называется экспозиция, которую подготовили в кисловодском историко-краеведческом музее "Крепость" для столичного вернисажа. Выставка-ярмарка "Планета рукоделия-2008" откроется в Москве 21 марта и продлится 3 дня. Солидная коллекция из "Крепости" станет своего рода экскурсом в историю народных промыслов многонационального региона. Это первое за последние десятилетия столь масштабное представление в столице России многогранного творческого наследия народов Северного Кавказа.

В экспозицию включены более 90 ценнейших предметов из собрания музея. Резьба по дереву, вышивка, традиционные кумганы, народные костюмы в подавляющем большинстве выполнены в XIX веке. Несколько современных образцов народного творчества, например, знаменитые карачаевские шали, тоже повезут в Москву, но как дополнение к главной коллекции. Ее основу, как рассказала "АиФ"-СК" заведующая экспозиционным отделом музея, старший научный сотрудник Рахима Гочияева, составили национальные платья горских женщин. Два великолепных карачаевских наряда из тяжелого бархата прекрасно сохранились, хотя и были сшиты в позапрошлом веке. Платья украшены аппликационным рисунком - вышитым гладью трилистником. Это традиционный орнамент оформления женского костюма у ряда народностей Северного Кавказа. Тонкую нить для вышивки и ткань для платьев привозили из Турции и Крыма. Обходился такой наряд недешево - в несколько золотых монет или пару-тройку баранов, в зависимости от используемых материалов и сложности работы.

"На выходном платье горянки в семьях даже со средним уровнем достатка старались не экономить, - поясняет Рахима Калмуковна. - Стремились, чтобы в роду было хотя бы одно, но достаточно солидное платье. Передавались такие наряды, как правило, по наследству". Надевали фамильные платья не слишком часто - по особо торжественным случаям.

Представлены в выездной экспозиции и головные уборы горцев, что любопытно, это и ставшие традиционными для северо-кавказских женщин шелковые шали. Их начали завозить из Китая в начале XIX столетия. Одним из первых европейцев китайскую шаль подарил император Наполеон своей возлюбленной Жозефине. Вряд ли сей факт из жизни французской знати был известен на Северном Кавказе, горянки тонкий шелк ценили, руководствуясь собственными предпочтениями.

Есть в коллекции совершенно уникальные экспонаты. Одна из старинных деревянных ложек наглядно демонстрирует, что держать ее можно только в правой руке.

При формировании коллекции музейщики постарались учесть и специфику города-крепости, города-курорта. По словам Рахимы Гочияевой, только в Кисловодске проживают представители 80 национальностей, этническая карта формировалась с момента основания города, которому в этом году будет 205 лет. "В регион приезжали из разных уголков Российской империи. Потому ничего удивительного нет в том, что в фондах музея присутствуют изделия народных промыслов орловской, московской, вологодской губерний, казаков из Запорожья, с Дона и Хопра". Украшением коллекции стала редкая казачья скатерть-оберег (конца XVIII - начала XIX века), на ней вышито множество геометрических узорных орнаментов, ни один из которых не повторяется. Представлены и русские народные костюмы конца XIX столетия, и элементы костюма. Так, великолепно сохранившаяся женская душегрейка с искусно вышитой сорочкой не потеряла за почти полтора столетия элегантности и можно сказать, кокетливости.

"Мы постарались выбрать наиболее яркие изделия - кружева, вышитые салфетки, рушники, вязаные шали. Наша цель - показать богатую фантазию, владение техникой, талант мастеров самых разных национальностей, - говорит Рахима Калмуковна. - В целом экспозиция получилась многоликой, как и сам Северный Кавказ".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах