Примерное время чтения: 4 минуты
81

Чтобы мальчик не вырос ... "девочкой"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 12/12/2007

Вот уже несколько лет 19-я школа Ставрополя - в поле зрения журналистов. Это неудивительно: все эти годы школа с успехом работает по системе профессора Базарного.

Разнополое воспитание

Парни из 9-го "Г"- "мальчикового" класса - заметно отличаются от сверстников, обучающихся в смешанных классах. Они рослые, спортивные и даже на первый взгляд выглядят серьезнее юношей из "параллели".

- А не скучно вам вот так - без девчонок? - интересуюсь у них.

- Не-а, мы привыкли без них, - в один голос отвечают ребята.

Девять лет назад это был единственный в крае стопроцентно мужской класс. За это время ребята так привыкли друг к другу, что уже и не мыслят себя в окружении девчат.

Конечно, это не значит, что юноши полностью изолированы от девушек. Они общаются друг с другом на переменках, в школьном буфете, на вечерах.

- С самого раннего детства, - поясняет директор 19-й школы Валентина Ворощенко, - девочки в среднем на два года опережают мальчиков в развитии. Особенно наглядна эта разница в первых классах школы. Девчонки, как правило, взрослее физиологически, а потому во всем "забивают" парней.

- Вот почему, - продолжает Валентина Егоровна, - я полностью на стороне Базарного: именно раздельное обучение помогает сформировать из мальчика мужчину, а из девочки - настоящую женщину. Вы сами убедились в том, что юноши, которые с первого класса учились отдельно, выглядят более мужественными и зрелыми. Они - наши лидеры по нескольким показателям, особенно в спорте, редко болеют.

Дешево и сердито

Валентина Егоровна не любит, когда метод Базарного сводят только к разнополому обучению и воспитанию. Ведь он состоит из множества компонентов, причем даже внедрение отдельных (а в 19-й школе дело обстоит именно так) позволяет заметно улучшить здоровье детей.

К примеру, в школе уже много лет вплоть до старших классов практикуется смена динамических поз во время урока - сидя и стоя. Практика доказала: занятия в положении сидя в течение всех 45 минут губительны и для детского позвоночника, и для внутренних органов. Куда полезнее заниматься попеременно стоя и сидя. Для этого Владимир Базарный предложил установить в классах специальные конторки. Они много лет с успехом применяются в 19-й школе, более того, сейчас используются уже усовершенствованные конструкции.

Ноу-хау - массажные коврики с нашитыми на них пуговичками. Каждый ребенок имеет возможность во время урока, просто стоя босыми ножками, сделать себе массаж стоп, который, как известно, очень полезен для всего организма. И эта придумка оказалась очень успешной. Эффективными оказались и различные занятия для глаз, предложенные Базарным, физкультурные и музыкальные паузы.

И еще один немаловажный аспект. Когда шел эксперимент, родителей неоднократно анкетировали. Вот одна показательная цифра. Из 56 родителей ребят, обучавшихся по Базарному, 66 процентов ответили, что их ребенок с удовольствием занимается. Не правда ли, на фоне почти всеобщей нелюбви наших детей к процессу получения знаний эти высказывания согревают душу?

А еще радует, что вслед за 19-й эксперимент прошел еще в 46 школах и 10 детских садах края.

- Шесть лет назад мы приступили к эксперименту по Базарному, можно сказать, от безысходности, - рассказывает консультант отдела дополнительного образования минобразования Ставрополья Диана Рудьева. - Очень уж удручающей была картина заболеваемости наших школьников. Но теперь могу с уверенностью сказать: 45 миллионов рублей, выделенных на реализацию краевой целевой программы, были потрачены не зря. Ребята в экспериментальных классах заметно оздоровились, окрепли. Эксперимент удался!

Конечно, сводить успехи, достигнутые в ходе реализации эксперимента, только к разнополому воспитанию нельзя. Здоровьесберегающих факторов много. Главное, что прогрессивная методика не пылится на полке, а нашла свое практическое применение.

Справка "АиФ"-СК"

Если на начало эксперимента по методу Базарного в крае было выявлено 18,1% первоклассников с нарушениями зрения, то к концу 4-го класса число таких ребят сократилось до 16,9%. С нарушением осанки в эксперимент "вступили" 41,2 % школьников, в конце эксперимента показатель снизился до 39%. Количество детей, относящихся к третьей группе здоровья, уменьшилось с 5% до 3,9%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах