Примерное время чтения: 3 минуты
66

Слушать нельзя сопротивляться

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 24/10/2007

"Наша школа убивает в ребенке творческое начало. Она - инструмент властного подавления", - эти слова знаменитого педагога-профессора Григория Корнетова стали лейтмотивом международной научно-практической конференции по проблемам педагогической антропологии, которая прошла в Ставропольском пединституте.

Загруженные и задавленные

До сих пор мне снится один и тот же кошмар - экзамен по физике. А ведь во многих западных школах этот предмет даже не входит в обязательную программу. На Западе учеников не перегружают лишними знаниями, щадят детскую психику и здоровье. Кому надо - учит физику (геометрию, алгебру) самостоятельно. У нас из-за школьных перегрузок больше половины старшеклассников страдают от хронических болезней.

- Ни в одной "вменяемой" стране мира детям не дают такого чудовищного объема знаний, как в России, - уверил всех собравшихся Григорий Корнетов. - Вот задумайтесь на минуту: в какие нормы укладываются 15 учебных предметов, изучаемых в старшем классе?

В современном жестком мире, требующем от личности, в первую очередь, умения делать выбор и принимать самостоятельные решения, авторитарной педагогике явно нет места. Но вот парадокс: провозгласив в стране демократические ценности и права человека, мы до сих пор очень мало сделали для обеспечения этих прав своим детям.

- В этом трагедия нашего образования, - считает Корнетов, - у педагога своя цель и интересы, у ребенка - они другие, порою прямо противоположные. Над учителем довлеет школьная программа, которую он, хочешь не хочешь, обязан вбить в голову ученика. Что делает ученик? Он сопротивляется этому как может. Мировой опыт доказывает: научить чему-то невозможно. Чему-то можно только научиться!

Самое страшное, когда традиционная педагогика, названная Корнетовым авторитетной, превращается в педагогику авторитарную. Это когда для учителя ребенок не личность, а всего лишь материал. Вам это ничего не напоминает?

Как воспитывать играя

Проблему, над которой бьются лучшие умы России, на Западе более-менее успешно научились преодолевать еще в прошлом веке.

Почти сто лет во всем мире широко используется педагогический опыт итальянской гуманистки Марии Монтесорри.

Главный метод ее воспитания - наблюдение за ребенком, который развивается при помощи предоставленных ему игр и материалов. Задача взрослого - не вмешиваться, а всего лишь создать такую среду и так подобрать развивающий материал, чтобы у ученика появилась полная свобода самовыражения.

- Мне довелось посетить детский сад в Дании, - рассказал Корнетов. - Там у детей нет никакого графика. Абсолютная свобода действий: захотел поиграть - играй, хочешь спать - ложись отдыхай. Распорядок касается лишь питания.

В последние годы много говорится о японской системе воспитания, Вальдофрской школе.

Немало и наших собственных гуманистических методик, позволяющих учить ребенка, не подавляя его и не калеча. Впрочем, дело не только в методиках. Преодолеть пресловутый конфликт можно и в рамках традиционного "авторитетного" (но не авторитарного!) метода. Главное - любить ребенка и видеть в нем личность.

Уже сам факт того, что в стенах одного из ведущих вузов края - Ставропольском государственном пединституте - создана научная школа педагогической антропологии, и в четвертый раз проводится научно-практическая конференция с участием таких светил, как Корнетов, заметно прибавляет оптимизма.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах