Примерное время чтения: 4 минуты
80

Разрушительная реформа образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 04/07/2007

Роль современного образования и стоящие перед ним задачи в условиях реформ обсудили ректоры 41 университета страны на IV съезде Ассоциации классических университетов России (АКУР), прошедшем недавно в Нальчике.

И учить, и воспитывать

Классический университет - центр образования, науки и культуры в своем регионе. Помимо образовательной вуз выполняет воспитательную миссию, которая формируется под влиянием конкретных географических и социально-исторических условий. В частности, для Северного Кавказа сохраняется опасность отставания от общенациональных тенденций экономического и общественного развития. Здесь наблюдается общая неустойчивость социально-политической ситуации, сохраняются угрозы для безопасности и территориальной целостности государства. На умы молодежи влияют разного рода миссионеры.

- В этих условиях нужно помочь студентам не растеряться, не потерять правильных жизненных ориентиров, помочь им воспитать в себе чувства гражданской ответственности и патриотизма, - считает ректор Кабардино-Балкарского госуниверситета Барасби Карамурзов.

По его мнению, чтобы университет стал подлинным центром науки, образования и культуры в регионе, ему необходима поддержка органов власти в виде грантов на инновационные научные исследования по решению важных региональных проблем. Потенциал университета, в свою очередь, может быть задействован для профессиональной переподготовки работников органов власти, ученые могут выступать экспертами властных структур, а информационно-технический ресурс вуза должен использоваться для реализации важных региональных проектов. Нужно внедрять механизм подготовки специалистов по целевому направлению предприятий и учреждений региона с последующим трудоустройством и сотрудничать с бизнес-структурами в области подготовки и переподготовки кадров и разработке инновационных проектов. Руководители же властных структур, предприятий, организаций и бизнес-структур могут и должны преподавать в университете, вносить свой вклад в гражданское воспитание молодежи.

Бакалавр - недоучившийся специалист?

Председатель АКУР и Союза ректоров России, известный противник реформ в образовании ректор МГУ Виктор Садовничий высоко оценил выступление Барасби Карамурзова и сообщил, что Союз ректоров требует введения персональной ответственности за законы, противоречащие национальным интересам России. По его мнению, народ имеет право знать, кто автор очередного разрушительного закона. Ректор МГУ раскритиковал введение бакалавриата и магистратуры и считает, что два уровня высшего образования в России ничем не обусловлены и погубят аспирантуру и докторантуру.

- Российский бакалавр - это недоучившийся год специалист, тогда как в Европе бакалавр получает широкую общеобразовательную подготовку. Для Европы, где большое количество мигрантов, это логично. Обучаясь, выходцы из метрополий выравнивают свой образовательный уровень, адаптируются в новой для себя среде, а специальность изучают в магистратуре, - отметил Садовничий. По его мнению, магист-ратура в России подменит систему послевузовского образования, тогда как именно в аспирантуре и докторантуре формируются ученые.

- Исследования МГУ подтвердили - уровень образования в России в 2-6 раз выше, чем в каждом из ста ведущих университетов мира. Проигрываем мы из-за бытовой и материальной неустроенности аспирантов, которые не имеют достойного содержания и жилья. Они вынуждены работать, а не отдают все силы науке, как на Западе, - отметил ректор МГУ.

Он убежден, что развитие нанотехнологий требует сохранения в России системы базового фундаментального классического образования.

Альтернатива ЕГЭ - олимпиады

ЕГЭ, по мнению Садовничего, не дает раскрыться талантливому ребенку.

- Побеждает тот, кто натаскан быстро отвечать "да" или "нет" на вопросы тестов. Контрольно-измерительные материалы вызывают много сомнений. ЕГЭ задумывался как средство против коррупции в вузах, а на деле перенес ее на массовый уровень в школы, - отметил он.

В самых важных для закладывания научного мышления 10-11-х классах учителя ради результатов натаскивают выпускников на решение тестов вместо того, чтобы учить их мыслить. Альтернативой ЕГЭ, считает Садовничий, должны стать олимпиады. МГУ в этом году уже зачислил победителей олимпиад из провинции на половину мест.

Съезд АКУР вновь избрал Садовничего президентом ассоциации на предстоящие 5 лет. В АКУР были приняты Оренбургский и Калмыцкий госуниверситеты, в результате число членов ассоциации выросло до 43. Ученые решили развивать межвузовское взаимодействие, а также создать Центр разработки образовательных стандартов и программ, которые должны определить требования к квалификации кадров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах