Примерное время чтения: 5 минут
120

Прима из Пятигорска

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 08/11/2006

В театр оперетты зрители приходят не только послушать, но и посмотреть на актеров и на костюмы. Эта истина для Лидии Петриченко, солистки Ставропольского государственного театра оперетты (г. Пятигорск), священна. В прошлом году она получила 1-ю премию на Межрегиональном конкурсе вокалистов "Орфей".

К встрече со зрителем молодая певица готовится долго, трепетно и ответственно. Каждая нота и каждая деталь костюма должны быть гармонично связаны, иначе на сцене не будет цельного образа, создать который стремится актриса. Она поет большинство главных партий в репертуаре театра, она - прима.

Ее путь был не просто усеян колючками, он состоял из множества дорожек, как хор из голосов, дающих в итоге цельный звук, мощный и красивый. К своему нынешнему положению Лида шла долго, хотя на первый взгляд все закономерно - девочка росла в театре. С ним она познакомилась, когда ей не было еще и года. Это стало судьбой. Она росла за кулисами, учила здесь уроки, даже дворником подрабатывала. Но талант в ней был, и ни один из режиссеров театра не счел возможным его упустить.

Одетта поражает принца

Лидия Петриченко всегда придирчиво осматривает эскизы костюмов. Бывает, что сама предлагает детали, которые, по ее мнению, помогут раскрыть образ героини. Случается, что в пошивочном цехе и жаркие споры возникают. Какое же творчество без дискуссий? Но у Лиды есть надежный союзник - мама, Любовь Андреевна Пилецкая, больше 30 лет работающая в театре бутафором. Ее вкусу и опыту актриса полностью доверяет. Правда, после воплощения идей певицы оппоненты вынуждены признавать ее правоту - все получается шикарно. Так было и с костюмом Баядеры для второго действия. Момент кульминационный - героиня-француженка в восточном посольстве. Одетта просто обязана поразить окружение любимого человека, индийского принца Раджами: наряд должен быть потрясающим! Вручную пришивали тончайшие детали, теперь платье переливается блестящими каменьями. Любовь Андреевна признала, что для премьеры это достойный наряд.

Мама Лиды - выпускница Одесского художественно-театрального училища. Родители примы учились вместе, после окончания училища работали в Саранском театре кукол, мама - заведующей бутафорским цехом, отец - постановочной части. Имя девочка получила в честь своей бабушки со стороны матери, Лидии Степановны, в девичестве Коневой. Как показало время, имя было не единственным, что крепко связывало бабушку и внучку: маленькая Лида была единственной в семье, кто унаследовал ее внешность и характер. Коренная одесситка, Лидия Степановна родилась в достаточно обеспеченной семье - мать держала ателье, где золотошвейки вышивали для состоятельных заказчиц, а отец владел бакалейными лавками. Он был двоюродным братом маршала Конева, воина и героя Великой Отечественной. Полководец после войны разыскивал своих родственников. На его запрос председатель колхоза в Николаевской области, что на Украине, где жила тогда семья Лидии Степановны, по мужу Пинчук, дал отрицательный ответ. То ли намеренно, то ли по недоразумению. Любовь Андреевна считает, что колхозный голова просто забыл девичью фамилию ее матери - Конева. А самим напоминать о себе как-то не с руки. Правда, гораздо позже пытались найти родственников, даже в программу "Жди меня" писали. Но безрезультатно. Бабушка со стороны отца в свое время жила в Риге, служила в Русском драматическом театре. Внучку она не признала заочно. Почему - осталось за кадром. Лиде было 9 месяцев, когда маме пришлось пережить болезненный развод и уехать от мужа. Она стала искать работу там, куда ее звали в год окончания одесского училища. Так и попала в Пятигорск, в театр оперетты.

Преподаватели за нее тянули спички

Музыкальные способности у маленькой Лидочки обнаружились совершенно неожиданно: в электричке случайной попутчицей мамы и дочери стала женщина, которая, услышав о том, что у девочки нет слуха, возмутилась. Попросила Лиду повторить несколько ритмических ударов, а потом пригласила к себе в Дом культуры. Любовь Асланова стала первой учительницей музыки у маленькой Лиды. Она раскрыла ее талант, а матери строго выговорила: "Не смейте никому говорить, что у девочки нет слуха!" Музыке Лида училась с удовольствием, отдавая ей всю свою детскую трепетную любовь.

Будущая прима часто болела, каждые полгода - приступ, диагноз поставить врачи затруднялись. Оказалось - почки. Мама боролась изо всех сил и отстояла Лиду. Она росла непритязательной, никогда ничего не просила - понимала, насколько тяжело маме. Но музыка была. Еще один педагог, Валентина Кожухарь, в школьном хоре дала ей сольную партию. Потом Лида спела с подругой Ленурой дуэт из "Пиковой дамы". Теперь она поет Виолетту в опере "Травиата" и мечтает спеть партию Лючии Ди Ляммермур (это героиня оперы Доницетти). Лида Петриченко окончила музыкальное училище по классу фортепиано. "Я была очень прилежной, много и успешно выступала на конкурсах. Потом узнала, что, когда поступала, преподаватели тянули спички - кому быть моим педагогом", - смеется Лидия. Ей и самой довелось преподавать: два года вела уроки музыки в школе, потом снова училась сразу в двух вузах - педагогическом и на отделении вокального искусства в Нальчике.

Упорство, твердость и трудолюбие вывели Лидию на сцену. Сначала в маленьких ролях, потом - в главных. Послушать Петриченко приезжают ее бывшие ученики из Кабардино-Балкарии. Внутренняя неуспокоенность - одна из главных черт ее характера. Это то, что делает настоящую актрису настоящей примой. И, безусловно, талант.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах