Примерное время чтения: 3 минуты
61

Что мешает самоуправлению?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 05/07/2006

131ФЗ, широко известный в народе как закон о местном самоуправлении, стал темой "номер один" круглого стола, организованного Московской школой политических исследований при поддержке посольства Италии в России. Однако разговор вышел за рамки обсуждения исключительно "плюсов" и "минусов" реформы и исторических корней местного самоуправления.

Тон задают практики

Не менее оживленно опытные эксперты со всего Северного Кавказа рассуждали о невеселой перспективе назначения мэров городов, футбольных аллегориях применительно к российскому законодательству и необходимости введения, например, имущественного ценза для кандидатов в депутаты.

В Ставрополь для обсуждения проблемы съехались специалисты из Кабардино-Балкарии, РСО-Алании, Дагестана, Чеченской республики, Калмыкии, Краснодара. А тон разговору задавали практики - председатель Ставропольской городской Думы Игорь Епринцев, управляющая делами администрации г. Ставрополя Галина Королева и экс-спикер Думы г. Екатеринбурга Яков Силин.

"Мы не делаем секрета из своих наработок. За опытом к нам едут делегации других регионов России",- сказал И. Епринцев. Также он добавил, что Ставрополь к реформе был готов. Городская Дума, представительный орган местного самоуправления, существует уже 12 лет. Но главный камень преткновения (кстати, в Екатеринбурге проблемы аналогичные) - разногласия между региональными властями и муниципалитетом. Парадоксальная ситуация: как можно быть самостоятельным и при этом зависимым финансово?

Исторический посыл с экономическим оттенком

Арифметика проста. Ставрополь, давая бюджету края львиную долю доходов (порядка 50%), сам получает всего лишь десятую часть заработанного. Получается исторический посыл с экономическим оттенком. Так сложилось, что минимум 70% собственных доходов города всегда принадлежали ему. А сейчас муниципалитету оставили только два налога. И это - лишь один из поводов для разногласий. А есть еще непростой вопрос урегулирования имущественных отношений, который в большинстве случаев решается не в пользу муниципалитета.

Будучи богатым государством (у многих из нас на слуху ремарка Президента РФ В. Путина про товарища волка - "Волк слушает, да кушает"), Россия всегда стояла перед вопросом, как этим добром управлять? Поэтому приходили к выводу: руководить всем из центра очень сложно. По мнению Я. Силина, города без особых проблем справятся со своими полномочиями только при условии финансовой независимости.

Большинство участников круглого стола считают 131-ФЗ несовершенным. Но выхода из создавшейся ситуации пока не видят, поскольку изменять законодательство, по мнению И. Епринцева, столь же чревато непредсказуемыми последствиями, как, например, ежедневно менять правила игры в футбол. И там, и здесь получится полная неразбериха.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах