Анекдот из металла. Ставропольский дизайнер об архитектуре и цензуре

Василий Чуйков / Из личного архива

Приближается 240-летняя годовщина Ставрополя. Облик города меняется на глазах, на его улицах  появляется много нового и необычного. Но в лучшую ли сторону преображается краевая столица? 

Досье
Василий Чуйков родился в 1965 г. в станице Рождественской Ставрополья. Окончил архитектурное отделение Ставропольского строительного техникума и Кубанский госуниверситет по специальности «Изобразительное искусство». Член Союза дизайнеров России. Автор значка «Турист России».
   
   

Корреспонденты «АиФ-СК» побеседовали на эту тему с дизайнером из Ставрополя Василием Чуйковым, который известен своими необычными арт-объектами.

«Руководителями  городов  нужно назначать людей, имеющих архитектурное  образование. Лишь в этом случае можно надеяться на то, что города не будут уродовать», - полагает василий.

«Убийцы» города

Елена Панкова, «АиФ-СК»: Недавно вы создали очередной арт-объект «Солдат удачи». Сами вы называете свои творения анепластикой. Почему?

Василий Чуйков: «Ане» - это сокращённое от  слова «анекдот». Все мои арт-объекты вызывают улыбку. Вот и «Солдат удачи», который недавно появился на трассе, ведущей в Новороссийск, - это вовсе не пафосный персонаж, а некий символ везения.

Кстати, если внимательно посмотреть на советские плакаты, можно разглядеть скрытую в них иронию.  

Ещё один  термин, который  определяет  то, чем я занимаюсь, - ресайклинг. Так во всём мире называют композиции из вторсырья. Этим занимался ещё великий французский скульптор начала ХХ в. Марсель Дюшон.

   
   

Вот и я в 1995-м начал делать фигуры из металла. У моего папы  было много ненужного металлолома, нужно было куда-то его девать. (Улыбается).

- Арт-объекты сейчас в моде, их немало и на Ставрополье. Вам нравится  то, что создают ваши коллеги?

- В основном нравится. В конце концов, арт-объект, если он кому-то  не по душе, можно перенести на другое место. Всегда найдутся люди, которым что-то не нравится. Классический пример – Эйфелева башня. В свое время собирали подписи, чтобы её снести, а теперь это один из символов Парижа.

Кстати, если подойти к делу с фантазией и вкусом, можно ведь и деталь от какого-нибудь механизма сделать арт-объектом. 

А вот то, что происходит с архитектурным обликом наших городов, подчас удручает.

- Например?

- В центре Ставрополя к историческому зданию  филармонии пристроили торговый центр, убив тем самым первоначальный архитектурный замысел. Будь моя воля, я бы запретил любые новостройки в центре города. Но, увы, архитекторы – люди зависимые. А вот в Бразилии, например, главой города не может стать человек, если у него нет архитектурного образования. И это правильно.

Недавно я был в Железноводске. Там сейчас сносят аварийные дома, среди которых  немало зданий, представляющих историческую ценность. Очень жаль, что их не пытаются сохранить. 

Работать для души

- Вы состоите в  рабочей группе по сохранению исторического наследия краевого минкультуры. Неужели даже на этом уровне трудно отстаивать памятники старины?

- К сожалению, такие вопросы часто решаются наверху влиятельными чиновниками. Несколько лет назад исторический центр Ставрополя утратил статус охраняемой территории. Краевые чиновники вовремя не поставили перед федеральным центром этот вопрос. Бездействие  развязало руки всевозможным дельцам, которые тут же начали точечно застраивать центр города.

Видимо, это стало уже традицией – варварски уничтожать то, что создавали предки.

Даже нашему  знаменитому краеведу  Григорию Прозрителеву в далёком ХIХ в. не удалось отстоять уникальный  памятник под открытым небом – Маджары. Когда их  уничтожали, чтобы на этом месте построить новые здания  города Святой Крест (ныне Будённовск), Григорий Николаевич поднял  общественность, чтобы сохранить памятник. Но ничего не помогло. А ведь там разобрали 50 мавзолеев!

Грушевское городище в Ставрополе  сейчас представляет собой жалкое зрелище. Чтобы вывезти весь мусор,  под которым погребён этот исторический памятник, нужно 5000 грузовиков. Те, кто из года в год захламлял эту территорию, - преступники!   

- Ваш сын Денис тоже занимается изобразительным искусством, он уже довольно известный портретист. Молодые дарования  в искусстве в век чистогана востребованы?

- Денису -  23 года, он сейчас, наверное, самый молодой в Союзе художников России. Впрочем,  членство в этой организации в наше время  не гарантирует того, что одарённому начинающему художнику помогут устроить выставку. Пробиваться нужно самому.

Признание, конечно, приходит не всегда. Но я глубоко убеждён  в том, что талантливый  человек – это тот, кто не может не творить. Пусть «в стол», пусть только для себя. Своих учеников (а есть настолько талантливые, что я и сам у них учусь) всегда настраиваю на то, что любое творчество, любая работа для души  очень важны!   

Где глашатаи?

-  А вам  времени на творчество хватает? Ведь вы завалены заказами из разных регионов…

- Времени хватает. Но для того, чтобы всё успевать, мне недавно  пришлось бросить преподавательскую деятельность в Ставропольском строительном техникуме и уйти на вольные хлеба. Ведь от преподавателя сейчас требуют  бесконечных отчётов. Это отнимает уйму времени и сил! Какой уж тут творческий подход в преподавании, успеть бы бумаги оформить…

- Когда в нашей стране была цензура, большим художникам зачастую удавалось её обходить, используя эзопов язык. Сейчас цензуры нет, но создаётся впечатление, что на некоторые темы наложено негласное табу…

- Если табу и есть, то оно – на какие-то политические высказывания. В «чистом» искусстве никаких ограничений я не вижу.

Да и вообще не представляю, как в современных реалиях можно продавить цензуру.

- Но вот странно: цензуры нет, твори – не хочу, а гениальных произведений искусства всё меньше.

- Я бы сказал немного по-другому: сегодня  мало глашатаев от искусства, тех, кто борется за высокие идеи, даже в ущерб себе.  

Есть понятие «модный автор», но это совсем другое. Для меня же глашатаем является Андрей Кончаловский. Кстати, его гениальная «Сибириада» - это образец великого искусства времён цензуры, когда второй, скрытый смысл произведения нередко  важнее того, что на первом плане.  

Глашатай – это и наш  ставропольский художник Евгений Саврасов, который в далёкие 60-е не боялся отстаивать свои взгляды на искусство, за что его нещадно травили чиновники.  

В каждом регионе  есть свои глашатаи. Не всё так плохо!