Война перевозчиков. Что мешает развитию общественного транспорта Ставрополя

В Ставрополе - 58 муниципальных маршрутов. © / Александр Фирсов / АиФ

В краевой столице обсудили проект комплексной схемы организации транспортного обслуживания (КСОТ), который должны были принять ещё в феврале. Летом его пришлось дополнять после замечаний общественников. что за нововведения туда включены и какие проблемы ещё остаются? 

   
   

Нужен единый проездной 

Исправленный документ о развитии общественного транспорта на круглом столе презентовал представитель фирмы-подрядчика «СтавропольДорПроект» Павел Литвинов. Он рассказал, какие уточнения включили в схему, которая рассчитана на 10 лет. 

«После Всероссийской переписи численность населения Ставрополя превысила 500 тыс. человек. По социальному стандарту пассажирских перевозок в таком случае нужно вводить единый проездной билет. Для этого мы предложили перевести все маршруты на регулируемый тариф», - сообщил Литвинов. 

Тогда, по его словам, не понадобится отдельный пересадочный тариф. Горожане смогут купить билет и ездить по нему целый месяц, пересаживаясь при необходимости на нужные маршруты. Предполагается, что единый проездной внедрят в Ставрополе уже с 2023 года. 

«Часть автобусных маршрутов накладываются друг на друга и на схемы движения троллейбусов, - сказал местный урбанист Андрей Черняков. - Регулируемый тариф предполагает контрактную систему закупок для оплаты работы перевозчиков. Не будет ли это неэффективным расходованием бюджетных средств?». 

Общественник также поинтересовался, почему разработчик предложил создать выделенные полосы только в юго-западной части города. По мнению урбаниста, спецразметка должна появиться, в частности, на проспекте Кулакова и улице Доваторцев, где большой пассажиропоток. Из-за отсутствия таких полос перевозчики не могут соблюдать график движения. 

Однако, как пояснил Литвинов, подрядчик формировал предложения по выделенным полосам исходя из анализа движения автомобилей на магистральных улицах. Там концентрация общественного транспорта достигает 13-15%. Учитывалась пропускная, а не провозная способность. 

   
   

«Плотная застройка Ставрополя не позволяет сделать выделенные полосы везде, где требуется, а дорожная сеть находится на пределе своих возможностей», - добавил разработчик. 

Вопросы вызвала у общественников и инициатива перевести на большой класс транспорта только два маршрутам - №45 и 46. По словам разработчика, это связано с параметрами остановочных карманов.

Ещё один спорный момент - изменения в федеральный закон об организации регулярных перевозок. Поправки запрещают забирать свидетельства по документам планирования у перевозчиков. В Ставрополе они только получили лицензии, которые действуют пять лет. Выходит, что в течение этого периода поменять транспортную схему не получится. 

Маленькие против больших

Замминистра дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Борис Борисов рассказал, что транспортной реформе в краевой столице мешают и 14 дел в арбитражном суде с участием ведомства и перевозчиков. По 10 из них предприниматели подали иски к министерству. 

«Мы в прошлом году утвердили документ планирования, вышло постановление правительства. Оно предполагало, что по некоторым магистральным маршрутам машины малого класса заменит транспорт средней вместимости», - объяснил чиновник. 

К примеру, машины среднего класса должны были появиться на маршрутах №12 и 13. Их перевели на регулируемый тариф, а дублирующие маршруты 12м и 13м убрали. Миндор провёл конкурсы и выбрал перевозчиков, но заключить с ними контракт не получилось из-за предпринимателей с действующими свидетельствами. 

«Мы видим борьбу между перевозчиками на транспорте малого и среднего классов. Менее вместительные маршрутки сопровождают большие автобусы спереди и сзади, не давая подбирать пассажиров. Привлечь их к ответственности мы не можем из-за моратория на проверки. После обращения в Ространснадзор наказали двух человек, на этом всё», - посетовал Борисов. 


Языком цифр

В Ставрополе 58 муниципальных маршрутов, включая шесть троллейбусных и 19 дачных. На муниципальных маршрутах работают 103 перевозчика. Ежедневно в город выходят около 700 машин, включая 210 автобусов средней вместимости и 55 троллейбусов.

В последние годы транспортный парк обновился - появилось 280 автобусов, которым не более пяти лет.  В столице края открыли четыре новых магистральных маршрута с регулируемым тарифом - №10, 12, 14 и 46. По ним ездят только машины среднего класса с повышенной вместимостью.


Кстати

Автопарк постепенно обновляется и в других регионах Северного Кавказа. Во Владикавказе, по словам мэра города Вячеслава Мильдзихова, практически решили проблему износа общественного электротранспорта. На линии скоро выйдут новые современные вагоны. Часть пустят до конца года, остальные - в первом полугодии 2023 года. 

А в Черкесске впервые за 12 лет появились новые комфортабельные автобусы. 20 вместительных машин обслуживают четыре городских маршрута.