Во многих регионах учебный год начался с рапортов о получении новых школьных автобусов. Но насколько эффективно и правильно они используются?
Отчитались и забыли?
Недавно прокуратура Ингушетии провела проверку школьных автобусов и обнаружила много нарушений.
«В нескольких автобусах нет системы ГЛОНАСС и тахографов. Ремни безопасности не во всех машинах в исправном состоянии. Кто-то из водителей пропустил сроки проведения очередного техосмотра, другие не получали путевые листы и не проходили предрейсовую проверку», - сообщили в прокуратуре Ингушетии.
Многие автобусы, переданные в школы республики в прошлом году, до сих пор не зарегистрированы в ГИБДД. В Кабардино-Балкарии, по данным республиканского управления ГИБДД, из 144 школьных автобусов 88 вообще не эксплуатируют. Причём 14 из них неисправны.
На Ставрополье, по данным минобразования и молодёжной политики края, в 2016 г. парк школьного транспорта пополнился 120 новыми единицами. В этом учебном году в 322 образовательных учреждениях используют 488 автобусов для подвоза 15 тысяч учащихся. Правда, ежедневно на маршруты выходят только 411 из них.
Как пояснили в пресс-службе министерства, остальные автобусы - в детских домах, интернатах, детсадах, поэтому необходимости в ежедневном их использовании нет.
Для кого транспорт?
Но почему же всё чаще родители жалуются на то, что их дети вынуждены добираться на уроки на маршрутках, а то и вовсе пешком?
«В школе нашей станицы автобус старый, используют его редко: чтобы вывезти учеников и учителей в пункты проведения ЕГЭ или на спортивные соревнования в райцентр, - рассказывает мама пятиклассника одного из районов Ставрополья. - Но мы живём на окраине станицы, а школа – на другом её конце. Идти до неё от нашего дома полтора километра. Утром мы с мужем отвозим сына в школу на собственной машине, а вот возвращаться домой ему приходится самостоятельно. Общественного транспорта в станице нет, поэтому добирается пешком. Зимой сыну особенно тяжело - асфальт есть не везде. Однажды, возвращаясь зимой по скользкой дороге, упал и сломал руку».
«У нас на школьном автобусе развозят только первоклассников, - жалуется Татьяна Мостовая из Ставрополя. - Дочь Кира учится в четвёртом классе и вынуждена добираться на уроки на маршрутках. Мы бы с удовольствием устроили её учиться поближе к дому, чтобы на занятия ходила пешком, но в нашем новом микрорайоне - ни одной школы. Как-то школьный автобус проезжал мимо остановки, на которой ожидала маршрутку дочь. Кира хотела в него сесть, но водитель зашикал: дескать, не положено».
Почему же большинство школьных автобусов месяцами стоят «на приколе»?
«Транспорт зачастую старый, затраты на бензин и запчасти высокие, - поясняет эксперт регионального ОНФ Максим Гаевой. – Содержать же автобус приходится за счёт учебного заведения, устанавливать систему ГЛОНАСС и тахограф – тоже. Это, как минимум, 55 тыс. руб».
Некоторые сельские учителя жалуются на то, что вынуждены сбрасываться на бензин, если нужно выехать в районный центр или в Ставрополь. Ведь эти расходы муниципалитеты не оплачивают.
Пересмотреть правила
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что минусов от ужесточения правил перевозки детей больше, чем плюсов.
«Недавние изменения и дополнения к Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» соблюдать очень трудно, - считает Максим Гаевой. – В частности, чтобы куда-то вывезти группу школьников, нужно согласовать это с ГИБДД за две недели до поездки. Но ведь зачастую приходится срочно доставлять детей на соревнования, фестивали и т.д. В этих случаях учреждения вынуждены нанимать транспорт со стороны. Либо школьников перевозят их родители. Считаю, что эти правила нужно пересматривать».
«Раньше на соревнования, фестивали, даже просто на экскурсии наших детей вывозили на школьном автобусе, - говорит отец старшеклассника из Ставрополя Иван Колосов. – Но два года назад директор школы запретил выделять на эти цели автобус: дескать, нужно собирать множество разрешений, а это сложно».
Как полагают эксперты, чтобы переломить ситуацию, нужно, во-первых, пересмотреть федеральные правила перевозки школьников, во-вторых, снять ответственность за школьные автобусы с и без того перегруженных директоров.
Наконец, желательно финансировать из госказны не только покупку этого транспорта, но и установку технических средств в автобусах, приобретение бензина и т.д.
Мнение эксперта
Глава с. Бурлацкого (Ставропольский край) Светлана Лукьянова:
«В нашем селе всего одна средняя школа, а учатся в ней более 400 ребят. Есть школьный автобус, вмещающий 22 человека. Но на уроки учеников на нём не возят. Между тем село у нас большое, некоторым школьникам, чтобы попасть на уроки, приходится преодолевать в общей сложности в день по 2,5 - 3 км.
Время от времени на эти неудобства жалуются родители, просят организовать подвоз детей хотя бы зимой. Но эти вопросы – в компетенции районной администрации. Чтобы их решали, нужно обратиться туда с письменным заявлением. Пока таких писем не было. Думаю, в таких вопросах мамы и папы должны быть настойчивее».
Комментарий
Начальник управления по вопросам образования, физкультуры и спорта Правобережного района РСОА Людмила Афанасьева:
«Школьные автобусы для ежедневного подвоза учеников у нас не используются. В этом просто нет необходимости: детям на уроки добираться недалеко. Этот транспорт используем для доставки педагогов и школьников в пункты проведения ОГЭ и ЕГЭ, а также на соревнования в другие населённые пункты. К сожалению, трёх микроавтобусов, каждый из которых рассчитан всего на 11 пассажиров, и одного ПАЗа району не хватает. Правда, нам иногда выделяют транспорт спортшкола и учреждение культуры. Но и этого мало.
Поэтому для вывоза ребят за пределы района вынуждены нанимать водителейчастников. Это большая нагрузка на местный бюджет. До недавнего времени огромной проблемой был и каждодневный предрейсовый медосмотр водителей школьных автобусов. Поскольку в районе не было кабинета для этих целей, шофёрам приходилось ездить во Владикавказ. 30 км в одну сторону! Лишь недавно мы договорились с местным медучреждением о том, что там оборудуют специальный пункт для прохождения медосмотра.
Вообще же содержание автобусов школам обходится дорого. Гаражей нет, приходится оставлять транспорт под открытым небом. Водителю, который работает не каждый день, платить зарплату. Не проще ли создать при каждой районной администрации парк школьных автобусов? А координировать их работу, думаю, должны не директора учебных заведений, а сотрудники администраций районов».