Зритель хочет думать. Наталья Зубкова об искусстве, воспитании и выборах

«Театр-мощная трибуна». © / АиФ

Знаковое явление - современный зритель хочет думать», - говорит одна из ведущих актрис и режиссёр Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю.Лермонтова, народная артистка России Наталья Зубкова.

   
   

Точку ставит зритель

Елена Панкова «АиФ-СК: Один из кинорежиссёров высказал спорную мысль: кино, дескать, замкнулось на том, с чего когда-то начиналось, - на развлечении зрителя…

Наталья Зубкова: Это высказывание было актуальным несколько раньше – в 90-е и начале «нулевых». Сегодня ситуация не такая однозначная. Появилось много молодых интересных режиссёров, готовых снимать не только развлекательное кино. Я - не против развлекательного искусства. Всё имеет право на существование. Но должны быть и произведения, заставляющие задуматься над вечными проблемами.

- Как театру, особенно провинциальному, угодить пресыщенному зрителю?

- Очень сложный вопрос! Готовясь к новому театральному сезону, определяясь с репертуаром, мы, безусловно, учитываем интересы всех зрителей. В крае один профессиональный драматический театр, а вкусы у всех разные. Формировать сбалансированный репертуар непросто, но, судя по заполненным залам, у нас пока получается. При этом удаётся не опускаться до примитива.

- Наверное, это трудно?

- Нелегко. В провинции сейчас часто гастролируют столичные антрепризные театры, привозят примитивную «жвачку». А в 90-е, когда на сцене многое позволялось, в театрах нередко опускались до откровенной пошлости. В нашем, к счастью, удалось этого избежать.

   
   

Театр – замечательное искусство! Ни с чем не сравнить ощущение единения со зрительным залом, когда от необъяснимых чувств часто перехватывает горло
Конечно, зрителя мы и развлекаем. Но театр – это прежде всего мощная трибуна. Мы воспитываем зрителя, несём ему культуру. А ключевое слово здесь – «нравственный». Не с точки зрения какого-то поучения, назидания. В советское время этой назидательности на сцене было так много, что зритель перестал ходить в театр!

Я – за те спектакли, в которых нет в конце такой назидательной «точки», за постановки без однозначного ответа, я - за зрителя, который хочет думать. Мне нравятся многогранные, «многослойные» спектакли.

Проводя время от времени зрительские конференции, читая отзывы на спектакли, мы наблюдаем, что зритель в последнее время стал гораздо требовательнее, сложнее.

Знаковым явлением считаю то, что он хочет думать.

Разная молодёжь

- А представителей юного поколения обвиняют в том, что думать они не желают…

– У нас большая часть труппы - молодые актёры. Причём в основном это наши выпускники, подготовленные в местном университете. Очень интересные парни и девушки! Их кругозор гораздо шире, чем у «обычных» молодых людей.

Кстати, в зрительном зале тоже большая часть зрителей – молодёжь. Это радует.

- 2016-й – Год кино. До этого были Год литературы и Год культуры. Есть толк от этих начинаний?

- Есть! Если подрастающее поколение что-то полезное почерпнёт для себя из всех этих так называемых мероприятий, значит, всё не зря.

Жить в провинции подчас интереснее. чем в столице

- В Ставрополе в очередной раз прошёл Международный фестиваль «Золотой витязь». Блистали столичные звёзды, а наших местных актёров и режиссёров не было. Вам не обидно?

- Неплохо, что у ставропольского зрителя появилась возможность посмотреть на приезжих мастеров сцены. Главное – чтобы при этом краевые власти не забывали и о нашем ставропольском академическом театре.

«Звёздные» депутаты

- Прошли очередные выборы. Вы голосовали?

- Конечно! Не хочу, чтобы решали за меня, поэтому голосую всегда. Наверное, сказывается советская закалка, когда на избирательные участки нельзя было не ходить. Но тогда это был, скорее, ритуал, а сегодня - осознанный выбор. Другой вопрос, на что повлияет мой голос. Я понимаю, что до настоящий демократии нам ещё далеко. В любом случае, нельзя быть равнодушным.
- Знаменитые режиссёры и актёры всё чаще заседают в парламентах. Творческие люди компетентны в экономике и других «тяжёлых» вопросах?

- Работа режиссёра зиждется на анализе. Поэтому хорошему режиссёру вполне по силам разобраться с любым вопросом. Так же, как и хорошему актёру. Другое дело, что человек искусства в этом случае вынужден отрываться от творчества.

- Ваш новый спектакль «Соколы и вороны» по пьесе забытого в наше время актёра Сумбатова-Южина получил горячий отклик у ставропольской, да и московской публики. Не было желания проявить себя как режиссёр в столичных театрах?

- Я родилась в Москве, но уже очень давно живу в провинции. И ни о чём не жалею! Сейчас многие рвутся в столицу, а я считаю, что жизнь в провинции может быть не менее интересной, чем в Москве или в Петербурге.

Пьесу «Соколы и вороны» отыскал и предложил к постановке директор нашего театра Евгений Иванович Луганский. Меня эта пьеса восхитила!

В ней всё необычно. Её автор – замечательный актёр Сумбатов-Южин, а довёл пьесу до совершенства знаменитый Немирович-Данченко. И эта пьеса, написанная и поставленная впервые ещё в XIX веке, сегодня такая же актуальная, животрепещущая! Темы в ней вечные: деньги, предательство, измена и, наконец, любовь. Та самая любовь, которая может в хорошо распланированной жизни всё перевернуть. В этой пьесе так много страсти!

Недавно мы с огромным успехом сыграли её в Москве, на сцене Малого театра. А после гастролей в столице я получила отзыв от юной москвички Юли, который очень меня тронул. Пишет она, например, о том, что «спектакль захватил её с первой сцены, что всё было так слаженно и красиво, всё служило движению пьесы к её трагическому финалу».

Театр – замечательное искусство! Ни с чем не сравнить ощущение единения со зрительным залом, когда от необъяснимых чувств часто перехватывает горло.

Смотрите также: