Зовут в игру. Как уберечь подростков от последнего шага?

Несмотря на то, что в сравнении с другими регионами России наших подростков там не так много, напряжение растёт. Каждая новая трагедия вызывает вопрос: самостоятельное ли это было решение?

   
   

Страшные «шутки»

14-летнюю девочку нашли повешенной в Карабулаке. В Интернете тут же возникла версия: погибшая - жертва одной из виртуальных «групп смерти».

«Я знала эту девочку и сейчас очень по ней скорблю, - говорит Зарема Ччахкиева, уполномоченный по правам ребёнка в Ингушетии. – Но, как показало расследование республиканского управления Следкома РФ, соцсети ни при чём. Девочка не смогла пережить разрыв отношений между родителями».

В Дагестане 16-летний подросток тяжело ранил другого тинейджера ножом. В Сети сразу заговорили о том, что совершить это преступление мальчику приказали интернет-«кураторы».

Воспитанница одного из детдомов Ставрополья оставила на своей страничке метку «Разбуди меня в 4.20». Волонтёры, которые дружат с девочкой в соцсети, немедленно связались с ней и её воспитателями, ведь именно так называется одна из «групп смерти». Виновница переполоха сказала, что просто пошутила…

Новая мода?

Это самые громкие случаи последней недели. Действительно ли проблема столь остра?

   
   

«Пока нам известен только один случай в крае, когда девочка хотела совершить суицид под влиянием «группы смерти», - комментирует Екатерина Данилова, старший помощник руководителя СУ Следкома РФ по Ставропольскому краю. – К счастью, её от страшного шага в последний момент отговорила другая школьница. («АиФ-СК» писал об этом. – Ред.)».

Но гораздо чаще дети со своими страшными намерениями оказываются один на один.

«С одной стороны, современные подростки больше общаются друг с другом в соцсетях, нежели в реальной жизни, - говорит Дмитрий Лушников, доктор социологических наук. - Поэтому лайки для них - подчас единственный способ самоутвердиться. С другой стороны, за группами самоубийц в соцсетях явно стоят взрослые люди. Кто они? Какой у них интерес? Увы, пока фундаментальных социологических исследований по этому вопросу нет».

Возможно, полагают эксперты, в Уголовный кодекс РФ нужно ввести статью о склонении к самоубийству.  Пока в УК РФ есть только статья «Доведение до самоубийства». В этом случае всё более очевидно: человеку угрожают, шантажируют его. А вот если  ведут с ним в Интернете изощрённые  беседы, которые склоняют его совершить роковой шаг, это, увы, никак не наказуемо.

Комментарий

Марина Гогуева, кандидат психологических наук (Ставрополь):

«И родители, и, конечно, сами подростки должны помнить о том, что переходный возраст непременно сопровождается гормональной перестройкой в организме. У ребёнка могут появиться и навязчивые намерения покончить с собой. Зачастую даже 15­летние ребята, которые приходят ко мне на приём, об этом не знают, потому что с ними не обсуждают это родители. Но говорить об этом нужно! Чтобы ребёнок не носил в себе мысли о суициде, а делился с родителями или психологом».