Уже более 10 лет делает фамильные гербы карачаево-балкарцев ставрополец Эльбрус Борлаков. На один уходит около двух недель. Умелец раздаёт работы родственникам, друзьям и известным землякам. О тонкостях этого искусства он рассказал «АиФ-СК».
Цветы из шин
«Можно сказать, что увлечение начало формироваться ещё в детстве, мы жили тогда в Твери, - рассказывает Эльбрус. - Мама была старшей по дому и вместе со своими подругами как-то решила поучаствовать в конкурсе на лучший дом города».
Борлакова и её соседи построили во дворе из камешков самодельные фонтаны в виде замков. Дети вырезали декоративные элементы из разных материалов. Эльбрус мастерил цветы из старых автомобильных шин. У подростка получилась целая клумба.
Мэр города и губернатор Тверской области, увидевшие всё это, остались под впечатлением, сказали, что другие работы после этого можно и не смотреть. В итоге дом, в котором жили Борлаковы, несколько лет подряд становился лучшим в Твери.
«Когда в Тверскую область приехала делегация из Германии, их привели в наш двор. Немецкие гости долго восхищались его оформлением», - вспоминает Эльбрус.
Любовь и интерес к истории карачаево-балкарцев молодому человеку, его брату и сестре прививал их 93-летний дедушка по отцовской линии Юсуф Борлаков из аула Учкулан в Карачаево-Черкесии. Всю жизнь он изучал традиции и культуру своего народа. «По результатам исследований написал книгу об этикете карачаевцев и балкарцев, которая вошла в список учебной литературы. В ней он описал правила поведения горцев в разных ситуациях, включая свадьбы, похороны и другие ситуации», - говорит Эльбрус.
Внуки Юсуфа Борлакова приезжали к дедушке каждое лето. В беседах с ними он часто говорил о горском этикете, рассказывал про историю карачаевцев и балкарцев, а также о появлении фамилии Борлаковых.
В остальное время, когда дети находились в Тверской области, аксакал записывал для них видеобращения на камеру, которую ему подарил отец Эльбрус
«Успокаивает нервы»
Родители Эльбруса, достигнув пенсионного возраста, решили переехать из Тверской области на Северный Кавказ, поближе к родственникам. Обосновались в Ставрополе. Эльбрус поступил в Российский государственный университет дизайна и технологии имени Алексея Косыгина в Москве на факультет экономики.
Во время учёбы жил в общежитии, а его соседями по комнате были будущие дизайнеры. Так Эльбрус увлёкся геральдикой.
«После окончания университета я заинтересовался багетным делом. У нас дома хранился старый ковёр от прабабушки по материнской линии. Родители не знали, как его сберечь. В результате я оформил его в рамку и повесил на стену. Теперь он украшает дом и всегда вызывает большой интерес у гостей», - говорит Эльбрус.
Во время разговоров со знакомыми и друзьями он понял, что свои фамильные гербы знают немногие. Решил с братом Памиром изготавливать их в виде картин, чтобы внести свой вклад в сохранение истории карачаево-балкарских традиций.
Выбрал для своих работ стразы, велюр и бархат. Первый герб подарил тёте. Говорит, что до него фамильные гербы изображали только на флагах золотым шитьём, использовали на свадьбах.
«На стразах остановился не случайно. Они смотрятся очень эффектно, а под хорошим освещением и на солнце красиво переливаются. А велюр и бархат - приятные на ощупь ткани, которые хорошо сочетаются со стразами», - рассказывает мастер. Своим хобби Эльбрус занимается в свободное от работы время. В среднем на один герб уходит до двух недель. Самое сложная часть - приклеивание камешков. Одна из работ заняла целый месяц, на неё ушло около 10 тыс. стразов.
Друзья и родственники поражаются его терпению и выдержке, а сам Эльбрус утверждает, что такое увлечение успокаивает нервы.
Борлаков много ездит по Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставрополью. Дарит гербы карачаевцам и балкарцам, достигнувших успехов в разных областях, - докторам, бизнесменам, спортсменам и другим. Часто представляет свои работы на выставках и ярмарках. Продавать их пока не собирается.
«К моим гербам обычно выстраивается целая очередь, чтобы просто посмотреть на них. На одной из свадеб пожилой мужчина увидел свой фамильный герб и едва не расплакался от восторга. Сказал, что за 60 лет жизни впервые увидел его в таком оформлении», - говорит Эльбрус.