По улицам Ставрополя колесит необычный, наряженный ангелочками и цветочками троллейбус. В преддверии Нового года в нём заиграли Рожественские мелодии, появились яркие гирлянды. Идея украсить «рогатую» машину принадлежит водителю Валентине Гаевой. Когда-то 20-летней девушкой пришла она на предприятие и вот уже 40 лет за рулём. «АиФ-СК» пообщался с креативным водителем.
Почти как корова
Элла Давыдова, «АиФ-СК»: Валентина Михайловна, помните свой первый троллейбус?
Валентина Гаева: Конечно, он был старенький, кругленький, как «пазик». А в год Олимпиады в Москве я получила свой первый новый троллейбус, радость была невероятная, ну и ответственность большая. Раньше первый рейс в Ставрополе стартовал в 4.40, а последний троллейбус заезжал в депо в 2.00. Это было в те времена, когда работали в городе заводы автоприцепов и «Нептун». Рабочие выходили с ночной смены, и мы их развозили по домам.
Сейчас у нас первый выезд в 5.40, и мы работаем целый день, а прежде водители трудились сменами. За смену надо сделать 5-6 оборотов по своему маршруту. Один оборот - полтора часа. Сейчас маршрутов намного меньше, чем раньше.
- Ваши родители как-то были связаны с транспортом?
- Нет, сама я родом из села Преображенского Будённовского района. Мама - простая доярка. Всегда сравнивала мой троллейбус с коровой. Говорила: и рога у него есть, и веревки, и рано «выводить» надо, как коровку на дойку.
- А как получилось, что вы стали водителем троллейбуса?
- Закончила школу и приехала с подружками покорять Ставрополь. Хотели поступать в электротехникум связи, но не нашли его. Первое, что попалось на пути, - это торгово-кулинарное училище. Нас приняли туда, получила я профессию «продавец-кассир продовольственных товаров». Пять лет отработала, а потом подруга пригласила меня сюда, в троллейбусное управление.
Привыкаю к машине я, как к человеку. Когда утром прихожу на работу, всегда говорю ей: «Доброе утро, моя хорошенькая». А вечером: «Спасибо за работу, до завтра». Когда иду на выходной, предупреждаю мою машинку: «У меня выходной, а ты будешь трудиться».
«Никогда не знаешь, что дальше будет»
- Как вам пришла идея украшать салон троллейбуса?
- Зашла в новый троллейбус, и показался он мне мрачноватым. Поехала на рынок, купила там наклеечки - ромашки, розы, васильки - и прицепила их в салоне троллейбуса. Начальник маршрута начал меня ругать: мол, зачем, люди жаловаться будут. А пассажиры, наоборот, меня благодарили. Рассказывают, что ждут на остановке именно мой троллейбус, так как проедешься на нём, и радостнее становится.
- Говорят, что людям так нравится ваш троллейбус, что они готовы даже здесь свои юбилеи и свадьбы отмечать.
- И предложения руки и сердца делали в моём троллейбусе, и девичники и мальчишники проходили, и дни рождения отмечали. Вот недавно женщина отметила свой 70-летний юбилей в моём троллейбусе – дети сделали такой необычный подарок. Она стояла на остановке одна, прохладно уже было, а мы подъехали с её родней, я открыла дверь машины и громко включила песню поздравительную. У неё аж слезы радости покатились, так это было неожиданно и приятно. Она зашла в троллейбус, села с детьми, они беседовали, а я их катала по городу.
- Тяжело женщине работать водителем троллейбуса?
- Нет. Поначалу может немного не ладится, а потом привыкаешь - и все как по маслу. А на какой работе нет трудностей? У меня даже поклонники появились. Люди приносили шарики, говорили: украсьте ими салон - ещё ярче троллейбус станет. Некоторых своих пассажиров я уже знаю в лицо - постоянно ездят.
Гостям Ставрополя очень нравится мой троллейбус. Прокатятся на нём, потом уезжают домой и присылают оттуда на предприятие письма с благодарностью.
- А недовольные пассажиры встречаются?
- Бывает. Сдирают наклейки, рвут гирлянды. Но таких, к счастью, единицы. Большинство моих пассажиров - прекрасные, добрые люди, едут и улыбаются!
- Не было желания всё бросить и уйти?
- Что вы, нет. Для меня даже в новогоднюю ночь работа - настоящий праздник. А так сидела бы дома в общежитии, телевизор бы смотрела, что интересного? Я несколько раз Новый год в родном троллейбусе встречала. Каждый рейс, как непрочитанная книга: едешь и не знаешь, что будет дальше.