Спасение Жасмины. Дагестанка отдала ребёнка замуж за чеченского боевика

После ликвидации мужа Жасмина Сейидова, по её словам, жила в семье его друга. © / ЧГТРК "Грозный"

Мать 14-летней девочки из Дагестана добилась от властей Чечни, чтобы её овдовевшую дочь отпустили домой. По словам женщины, после ликвидации мужа в спецоперации Жасмину держали в отделении полиции. «АиФ-СК» попытался разобраться в ситуации.

   
   

Материнские слёзы

В 2020 году мать выдала несовершеннолетнюю Жасмину Сейидову замуж за незнакомца. В 13 лет девочка отправилась из Дагестана в Чечню, чтобы стать второй женой Ислама Исаханова. В октябре во время спецоперации в Грозном её муж был ликвидирован вместе с другими разыскиваемыми боевиками. 

Жасмина же попала в отделение полиции Октябрьского района Грозного, и три месяца считалось, что сотрудники правоохранительных органов держат её в заточении. Мать, потеряв надежду увидеть дочь снова, записала видео с призывом о помощи к главе Чечни Рамзану Кадырову.

Она уверяет, что дочь с 13 октября 2020 года пребывала в Октябрьском ОВД Грозного. Женщина приходила к отделению полиции в Грозном несколько раз в неделю, чтобы передать продукты и одежду. Но встретить или хотя бы увидеть девочку ей не удалось. К тому же, по словам жительницы Дагестана, начальник уголовного розыска Анзор и замначальника отдела Сулейман, фамилии которых она не знает, угрожали ей.

«Они мне сказали, что если сюда какой-нибудь адвокат подойдёт или если я куда-нибудь заявлю, то они закатают меня и адвоката в асфальт, я потеряюсь и меня не найдут», - говорит Сейидова в кадре.

Для несчастной женщины видео было единственной возможностью достучаться до Рамзана Кадырова, потому что, по её словам, направленное ему письмо до сих пор хранится в секретариате администрации главы Чечни.

Между тем ЧГТРК «Грозный» показал встречу дагестанских общественников с Жасминой и спикером парламента Чечни Магомедом Даудовым. По его словам, мать вообще не интересовалась судьбой дочери более полугода. Опекуном Жасмин был брат дедушки. Узнав о том, что мужем её оказался ликвидированный боевик, родственник отказался от ответственности.

   
   

Аиша для Мухаммеда

Жасмину Сейидову заочно выдали замуж в 13 лет без регистрации в ЗАГСе, по исламским обычаям.

Девочка рассказала на встрече с Даудовым, что была согласна на брак, но просила маму подождать до 15 лет. Женщина, вопреки законам Российской Федерации, настаивала на немедленном браке. В итоге Жасмина сдалась и согласилась стать второй женой Исламу Исаханову, которого она раньше никогда не видела.

После свадьбы Жасмина получила второе имя - Аиша. Сам же Ислам Исаханов был известен под своим вторым именем - Мухаммед. Кстати, самую младшую жену пророка Мухаммеда звали Аиша, которой на момент вступления в брак, по версии разных источников, было от шести до семнадцати лет.

Ислам Исаханов был уничтожен в ночь с 13 на 14 октября во время штурма квартиры, которую он снимал для Жасмины.

В ту же ночь были задержаны его брат, первая беременная жена Биназира Хамидова, у которой затем случился выкидыш, её брат Анзор Хамидов и несовершеннолетняя Жасмина Сейидова. Их всех доставили в отдел полиции № 2 по Октябрьскому району Управления МВД России по городу Грозному.

Долгое время многие СМИ и телеграм-каналы активно распространяли информацию, что с Жасминой проводят следственные действия из-за того, что она дала признательные показания о своей причастности к преступному подполью Чечни. Допросы, как сообщалось, проходили без адвоката или законного опекуна несовершеннолетней, а значит, с грубейшими процессуальными нарушениями. Официальные органы не подтверждали и не опровергали эту информацию.

Сама Жасмина Сейидова на видео рассказывает, что все эти месяцы после контртеррористической операции находилась в безопасности, дома у Саида - друга её мужа. Вопросы о пытках в полиции вызвали у юной дагестанки лишь улыбку. 22 января она уже вернулась домой.

Менталитет против закона

По российскому законодательству в некоторых случаях брак возможен не ранее 16 лет, а двоежёнство и вовсе запрещено. Однако на Кавказе браки с несовершеннолетними всё ещё существуют, в основном из-за того, что закон в этой сфере не работает, считает глава Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саида Сиражудинова.

«В республиках браки часто не проходят официальную юридическую регистрацию и заключаются исключительно по религиозным нормам, а иногда даже с их нарушениями. Закон остаётся в стороне, - рассказала она корреспонденту STAV.AIF.RU. - Помочь здесь могло бы вмешательство религиозных лидеров. Единственное, что можно сделать по закону, - это ввести наказание за подобные формы брака, но, как мы знаем, региональное правосудие учитывает менталитет. Похищение невесты, например, у нас не приравнивают к похищению человека. Не изменив отношение общественности к проблеме, решить её очень сложно».