«Повтори это на камеру»
Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: Виктор, с чего начался ваш проект?
Виктор Шатерников: Как-то увидел на полу в коридоре больницы человека, к которому никто не подходил. Вызвал дежурного врача, потребовал оказать помощь больному. А мне ответили, что это алкаш и ему самое место на полу. Тут меня понесло... Включил камеру на телефоне и попросил повторить это под запись. Врачу пришлось выполнять свои обязанности. Привезли каталку, положили пациента в палату. С тех пор я и взял этот метод на вооружение. Снимаю, показываю, как должностные лица пренебрегают своими обязанностями. Это нередко помогает изменить ситуацию.
– До этого как-то были связаны с защитой прав человека? Почему стали общественником-активистом?
– Я окончил кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Был и тогда активным — участвовал в разных конкурсах. Защищал честь корпуса на федеральном уровне. У меня хранятся грамоты, которые участникам конкурса «Кадет-2008» подписывала учительница Путина - Вера Дмитриевна Гуревич. Я был старшим сержантом, замкомвзвода, планировал продолжить учёбу в Высшем командном училище в Екатеринбурге. Но не сложилось. Пошёл работать в полицию Москвы. Отслужил там три года. Тогда я не думал, что когда-нибудь создам свою общественную организацию, но интерес к общественной работе у меня был всегда.
– С тех пор как вы начали заниматься правами человека на Ставрополье, у вас сожгли автомобиль, пытались взломать дверь приёмной вашей организации «Со-Весть».
– Добро всегда борется со злом. Я воспринимаю всё это как акты устрашения.
Без пальца, но живой
– После того как вы опубликовали в Интернете аудиозапись, как у будущей мамы в изобильненской больнице (Ставропольский край) вымогали взятку, к делу подключились правоохранители. Чем завершилась эта история? И много ли вообще жалоб на медучреждения?
– Когда мы начали поднимать проблемы здравоохранения, к нам пошли люди с разными проблемами: от нехватки инсулина до вымогательства в роддоме. Женщины признавались, что давали взятки, иначе не могли поступить - боялись за жизнь и здоровье своих детей. Но только одна отважная женщина решилась записать, как у неё вымогают деньги, и разрешила мне выложить запись в Интернете. Правоохранительные органы отреагировали, провели расследование. Насколько мне известно, акушерку-вымогательницу уволили.
– Как вы проверяете факты, прежде чем предать дело гласности?
– Я не всегда могу проверить достоверность информации. Предупреждаю человека о последствиях и прошу быть искренним и честным. Он рассказывает о беде сам. Я только транслирую запись, но это помогает. Как-то ко мне обратилась за помощью жительница станицы Новотроицкой, не знала, что делать. Работодатель отрубил её сыну мизинец, а к вечеру грозился и вовсе убить. Участковый брать заявление отказался. Я включил камеру, сделал сюжет и опубликовал в Youtube. Реакция была мгновенной. Проблема вышла на федеральный уровень. Преступника в итоге посадили.
Или вот другой случай. Обратилась женщина из Изобильного, которой угрожали изнасилованием, поджогом дома и расправой над детьми. Я точно так же взял камеру, опубликовал видео, и понеслось. Сработало молниеносно. Девушку пригласили на телепередачу в Москву, в отношении её обидчиков возбудили уголовное дело.
Но бывают и промахи. Не ошибается тот, кто не работает. С исками о защите чести и достоинства мне тоже приходилось сталкиваться. Два дела выиграл. Сейчас предъявлен ещё один иск от бывшего мэра Изобильного.
– Чем вы задели его честь?
– Ко мне обратился коллектив предприятия по благоустройству города. Работницы рассказали, что уже не первый год их заставляют бесплатно трудиться на базе отдыха, к которой якобы имеет отношение мэр города. Я выложил их рассказ и прокомментировал, что такая ситуация в течение длительного времени могла сохраняться только при круговой поруке между администрацией и правоохранительными органами. Эти слова мэр принял на свой счёт.
За правду и справедливость
– Как вам удаётся критиковать власть и при этом сотрудничать с властью?
– У меня нет цели критиковать работу местной власти. Но чиновники должны выполнять свои прямые обязанности перед народом. Об этом говорит и глава государства, и Конституция Российской Федерации. На огласку, запросы, обращения в суды они вынуждены реагировать. В нашем районе я поднимал вопросы по двум больницам — в самом Изобильном и в Солнечнодольске, в том числе и по их состоянию. В обеих сейчас идёт ремонт. Это не только моя заслуга. Но мне удалось расшевелить чиновников, и они быстро нашли деньги на ремонт.
Привели в порядок амбулаторию посёлка Передового: отремонтировали крышу, поставили пластиковые окна, построили пандус для инвалидов.
Жителям Солнечнодольска сделали перерасчёт по коммунальным платежам, вернули три миллиона рублей.
По Конституции народ – источник власти. Мы должны отстаивать свои права. А если чиновник не хочет выполнять свои обязанности, заниматься нашими проблемами, встаёт вопрос: не пора ли ему на отдых?
– Бывают тяжёлые периоды, когда хочется махнуть на всё рукой и просто жить, как все?
– Жить, как все, – это как? Говорить о несправедливости у себя на кухне и ничего не предпринимать? Это тупиковый путь. У меня двое детей. И я не буду опускать руки. Хотя бы ради того, чтобы наши дети жили лучше нас.
Смотрите также:
- Кому милостыню? Почему на Северном Кавказе всё больше попрошаек →
- Пытки в российских тюрьмах: есть ли выход? →
- Призыв глазами матери →