Подводят, а не подвозят. Почему на Ставрополье не едут новые троллейбусы?

До конца сентября на дорогах Ставрополя, как обещал глава миндора края Евгений Штепа, должны были появиться 45 новых троллейбусов от вологодского завода. Однако контракт на 1 млрд рублей под угрозой срыва. Пока в город прибыли всего три единицы электротранспорта. Выяснилось, что компания уже не в первый раз набирает заказы, срывает сроки поставок и подводит заказчиков. Подробности – в материале «АиФ-СК».

   
   

Предрекали неудачу

Ставропольский «Крайтанс» заключил с «ТД «Транс-Альфа» контракт на сумму 1,15 млрд рублей на поставку 45 троллейбусов с автономным ходом не менее 15 км, который должен быть исполнен до 6 ноября 2024 года. «Уж небо осенью дышало», а обещанного транспорта всё нет. Лишь три новеньких троллейбуса сиротливо простаивают в депо. Проедут ли они когда-нибудь по дорогам краевой столицы, пока неизвестно.

Обновление троллейбусного парка Ставрополя техникой от вологодского машиностроительного завода общественность встретила скептически. Победитель аукциона известен своей неисполнительностью, поэтому эксперты предрекали фиаско дорогостоящей сделке и не ошиблись.

«Компания набирает очень много заказов, сильно снижает цены на закупочных процедурах, а потом не может выполнить все взятые на себя обязательства. Как только  определился поставщик, стало понятно, что контракт выполнят с задержкой. Фактически же он оказался сорван, – объясняет урбанист Андрей Черняков. – Если мы и увидим новые троллейбусы до конца года, то это будет лишь несколько единиц».

Неофициальные источники сообщают, что в 2023-2024 годах завод выиграл конкурс на поставку троллейбусов в несколько городов России. До них, как и до Ставрополя, заказ добрался в сильно урезанном объёме.

Муниципалитеты были бы рады работать с более ответственным производителем, но не могут. Причина всему – демпинг и условия ФЗ №44 «О госзакупках», где побеждает поставщик с самой выгодной ценой. Ставропольские чиновники, недовольные таким сотрудничеством, по некоторым данным, уже направили претензии в адрес компании и планируют расторгнуть с ней контракт.

СМИ ранее не единожды писали о «Транс-Альфа». Известно, что завод часто не соглашается с обвинениями заказчиков и даже в суде оспаривал пени, выставленные за просрочку поставки троллейбусов. Два года назад мэрия Владимира, также столкнувшаяся с запоздалым прибытием эко-транспорта, пожаловались на завод в УФАС и потребовала призвать вологодскую компанию недобросовестным поставщиком. Однако антимонопольная служба посчитала обвинения безосновательными, а расторжение контракта с производителем – незаконным, поскольку не было многократных нарушений сроков поставки, а один раз, видимо, не считается.

   
   

Пробки бьют рекорды

Дорога на работу или домой в часы пик становится для ставропольцев испытанием на прочность. Город в это время на онлайн-картах перерезают тёмно-красные и почти чёрные линии, остановки переполнены, в автобусах давка, а на дорогах звучит какофония из автомобильных гудков. Елена Теплицкая работает в такси и львиную долю времени проводит в восьми – десяти балльных пробках. Женщина уверена, что горожане сами в них виноваты, покупая на семью по две, а то и три машины.

Житель краевой столицы Станислав Новиков по будням добирается на работу на троллейбусе, а возвращается исключительно пешком, хотя имеет личный автомобиль. Несколько километров вдоль забитых транспортом улиц он преодолевает за 40-50 минут, совмещая приятное с полезным: физическую активность и экономию на бензине.

«Ещё пару лет назад в конце рабочего дня можно было добраться общественным транспортом с минимальными потерями времени. Коллапс традиционно случался в понедельник и в пятницу, – рассказывает он. – Сейчас нельзя предугадать, в какой день город «встанет» и в какое время. Мог бы посоветовать всем пересесть на автобусы, но они нередко проезжают мимо остановок,  заполненные битком».

45 бело-жёлтых троллейбусов должны были обновить парк городского общественного транспорта Ставрополя, а часть из них планировали пустить по новым маршрутам №6 «45 Параллель – мемориал «Танк» и № 13«ул. И. Щипакина – ж/д вокзал». Впрочем, сама по себе замена техники не могла бы решить проблему, просто стоять в пробках было бы приятнее в комфортных троллейбусах с кондиционерами и зарядками.

По словам Андрея Чернякова, городу нужны комплексные преобразования. Должна быть пересмотрена маршрутная сеть и выделены полосы для общественного транспорта. И ездить по маршрутам должны не 45 троллейбусов, а вдвое больше.

«Для оптимизации движения в городах нужно широко и массово внедрять платные парковки. Это поможет отсечь лишние ненужные поездки на автомобилях, чтобы люди пересели на общественный транспорт, который должен быть качественным и удобным. Кроме того, нужно изменить порядок движения по некоторым улицам, работать с застройкой, дорожным движением и сфетофорами. Это универсальный «рецепт», – считает урбанист.