Опасный обычай. Поможет ли закон остановить стрельбу на кавказских свадьбах

Раньше стрельба оповещала о прибытии невесты в дом жениха. © / pixabay.com

В последнее время с обычаем стрельбы на свадьбе стали активно бороться не только правоохранительные органы, но и власти республик, и даже старейшины. Законодательство ужесточается, и сомнительное удовольствие может обернуться уголовным преследованием.   

   
   

С торжества в отделение полиции

Соцсети недавно потрясла новость о стрельбе в сквере возле места дуэли Михаила Лермонтова в Пятигорске. Участники торжества, приехавшие возложить цветы к памятнику поэту, внезапно принялись палить, предположительно, из автоматов, не обращая внимания на гулявших поблизости женщин с маленькими детьми.

Возмущённые мамы позвонили в полицию. Стражи порядка через несколько минут приехали на место происшествия. Как рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по Ставрополью, возле одной из колясок нашли гильзу. Новобрачных и их гостей доставили в отдел полиции.

А в ресторане Владикавказа на свадьбе подрались около 40 человек. И тоже прозвучали выстрелы. Потасовку смогли остановить только подоспевшие полицейские.

В Назрани арестовали чётырёх молодых людей, которые во время торжества палили в воздух. Патроны были холостыми, но в отношении стрелявших возбудили уголовное дело по статье УК РФ «Хулиганство».

В Грозном подростки перегородили дорогу свадебному кортежу, положив автомобильные покрышки на площади Минутка. Пятерых ребят доставили в отдел полиции и объяснили, что они нарушили правила дорожного движения. 

«Мальчишки «ловили» машины, следуя чеченскому обычаю, – поясняет чеченский общественник и политолог Ислам Сайдаев. – В старину была традиция неклацар, согласно которой, чтобы получить выкуп за невесту, родня жениха «держала» дорогу, перегораживая её всем, что попадается под руку: ветками, досками и т.д. Только после того, как от ребят откупались, люди на лошадях могли проехать дальше. Сейчас так же поступают современные дети. Вот только реалии изменились. Подобные обычаи могут привести к ДТП. Поэтому я – за сохранение национальных традиций, но при жёстком соблюдении законов. Одно дело – останавливать автомобили в ауле, где движение не такое интенсивное, и совсем другое – в городе с мощным трафиком».

   
   

Опасная традиция

Ингушскому и чеченскому обычаю стрелять на свадьбах примерно 300 - 400 лет. По данным этнографов РИ, положено стрелять один раз, когда невесту выводят со двора её дома, и ещё раз, когда её заводят во двор жениха.

Стрельба – это сигнал, что невеста прибыла в дом жениха. В старину для оповещения о свадьбе могли использовать медный сосуд, по которому били деревянной киянкой.

Стрельба была связана и с суеверием. До принятия ислама ингуши верили, что нечистую силу изгоняет применение серы. Её считали и защитой от сглаза для невесты.

Так что же делать тем, кто желает сохранять национальные обычаи, но при этом не иметь проблем с законом? Ведь, по данным пресс-службы МВД России по Ингушетии, в республике каждый год возбуждают, как минимум, одно уголовное дело по факту пальбы на свадьбе. Правда, до сих пор не применяли статью «Хулиганство». Сведений о том, что кто-то из-за этого пострадал, нет. Тем не менее глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров предложил ввести уголовное преследование за такое развлечение.

«После того как в отношении нескольких «свадебных» стрелков в Чечне возбудили уголовные дела, эта традиция перестала пользоваться популярностью, – говорит Сайдаев. – Да и зачем? Ведь сейчас в продаже много разной пиротехники».

Наказывают рублём

В других республиках Северного Кавказа и на Ставрополье на свадьбах тоже время от времени постреливают. 

«Но карачаевский, балкарский и адыгский обряды не предполагают этого, – рассказывает руководитель отделения фонда «Эльбрусоид» в КЧР Ханапи Хасанов. – Более того, на карачаевских свадьбах есть специальный тамада (его выбирают из родственников), который следит за порядком на торжестве. Дорогу свадебным машинам наши дети тоже перегораживают, но этот обычай больше распространён в аулах, а не в городах. Чтобы остановить кортеж, посреди трассы ставят ведро с водой. Автомобили тормозят, воду выливают на дорогу, детям раздают сладости и деньги, и молодые едут дальше».

В Северной Осетии случаи пальбы на свадьбах тоже единичны.

«По каждому подобному факту МВД по РСО-Алания проводит проверку», – сообщили в пресс-службе этого ведомства.

Как же могут наказать стрелков?

«Если в их действиях не усматривают признаки уголовного преступления, то применяют административное законодательство, – пояснили в пресс-службе МВД по Северной Осетии. – Владельца оружия могут оштрафовать на сумму от 40 до 50 тысяч рублей и лишить лицензии. Стрелку также придётся раскошелиться на 40 - 50 тысяч рублей.

Для профилактики ЧП в выходные дни мобильные наряды полиции дежурят у банкетных залов, если есть информация, что намечаются свадьбы».


Между тем

До 80-х годов прошлого века свадебные кортежи в РИ были многочисленными. За невестой отправлялись 20-30 девушек на машинах. Но однажды автобус из свадебного кортежа перевернулся, пострадали люди. И тогда было решено сократить кортеж до трёх машин и отправлять за невестой только трёх девушек. Положено, чтобы в одной машине ехала невеста, в другой – старейшины и в третьей – молодёжь.

С тех пор количество машин в кортеже выросло, и сегодня в большинстве случаев их количество доходит до 10.

На карачаевских и балкарских свадьбах до сих пор принято перед бракосочетанием родственникам жениха посещать семью невесты. Там их должны накормить.

В Осетии есть очень красивая церемония – шествие конников в национальных одеждах перед свадебным кортежем. Свадьбы предпочитают играть осенью. Что касается выпивки, то раньше за столом сидели только старшие, а молодые танцевали. Не было и спиртных напитков. Сейчас эту традицию соблюдают редко.


Комментарий

Начальник штаба Горячеводского станичного общества Терского казачьего войска Владимир Пономарёв:

«На казачьих свадьбах стрелять не принято. Но хватает других нарушений законов. К примеру, во время следования свадебного кортежа водители зачастую не соблюдают Правила дорожного движения. Нередко молодые люди так сильно высовываются из окон автомобилей, что едва не вываливаются наружу.

Разумеется, мы работаем с молодёжью, объясняем им, что это недопустимо.

Когда говорят о русских и казачьих свадебных торжествах, часто вспоминают поговорку: «Какая свадьба без драки?»

Но в последнее время мы тщательно следим за тем, чтобы всё было благопристойно, напоминаем молодым людям, что веселье может обернуться трагедией, если не придерживаться элементарных правил. 

Кстати, молодые казаки всё чаще играют свадьбы так, как это делали их предки. Многие венчаются, заказывают казачьи свадебные наряды. Это радует».


Точка зрения

Этнограф Султан Мерешков (Ингушетия):

«Я – против стрельбы на свадьбах. У  нас ведь часто не холостыми патронами стреляют. Это неправильный обычай, и я надеюсь, что мы всенародно откажемся от него. Да и правоохранители начали вмешиваться, задерживать. К тому же хозяин дома отвечает за все действия во время свадьбы, и если кто-­то пострадает, то это на его совести.

Но вот обычай, когда дети перекрывают дорогу свадебному кортежу, я бы сохранил. Это красивая традиция».