Места бесстыжие и священные. Как изменят облик Кавминвод и городища Татартуп

Студенты не собирали деньги на ремонт Провала, как Остап Бендер. Участники экспедиции придумывали новый облик для легендарной туристической локации. © / Из личного архива Полины Голуб

Идеальное общественное пространство должно быть функциональным, красивым и самобытным. Так считают участники Всероссийской архитектурной экспедиции. «Десант» из студентов-архитекторов, строителей и урбанистов высадился в СКФО, чтобы преобразить территории Пятигорска и Северной Осетии. Что они увидели и что предложили – в материале «АиФ-СК».

   
   

Опасные и невостребованные

Пятигорск ­– один из легендарных курортов на Кавминводах. Расположен он у подножия горы Машук на юго-востоке Ставрополья. Это город с историей и особой архитектурой, поэтому благоустраивать его нужно осторожно, учитывая все его преимущества. Такую задачу городские власти поставили перед участниками проекта «Путники Пятигорья – капитальный ремонт Провала».

Деньги, чтобы «Провал не проваливался», студенты не собирали. Они решали, как приукрасить парк Цветник, спроектировать набережную, чтобы она стала новым центром притяжения горожан и гостей курорта и увидели, чего не хватает Бесстыжим ваннам. Последние немало удивили участников экспедиции. Не предназначением, а видом.

«Это каскад из вымоин в скале, которые наполняются полезной горячей минеральной водой прямо из источника. Но ванны имеют устрашающий вид, – поделилась студентка первого курса магистратуры направления московского университета МИТУ-МАСИ Полина Гудкова. – Нет раздевалок, нет ступеней. Это максимально необорудованное место, не особо привлекающее туристов. Люди туда приходят, но мало кто окунается».

Первым делом студенты предлагают повесить указатели, запрещающие мыть ноги в источнике. Говорят, это негигиенично. Пока в нижних ваннах одни оздоравливаются, другие в верхних обмывают отдельные части тела. По словам Полины, эта часть курортной зоны Пятигорска непременно нуждается в модернизации: нужно предусмотреть лавочки, безопасный спуск, придать ваннам более эстетичный вид, сохранив при этом их очарование и предназначение. Но без бесстыдства. Тогда на туристической карте города появится аутентичная и безопасная локация.

Для магистрантки столичного вуза это четвёртая архитектурная экспедиция и не первая поездка на Северный Кавказ. В прошлый раз представители администрации столицы Чечни заинтересовались проектом надземного перехода, разработанным командой Полины. Чиновники попросили поделиться с ними наработками и создали проект, основанный на идеях ребят. Такой опыт, уверяет девушка, лучшая практика. И для городских властей оригинальный взгляд молодого поколения – подспорье.

Возродят исчезнувший город

Северный Кавказ – находка для археологов, историков и архитекторов. Плодородные земли в разное время населяли кобанцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, половцы и мн. др. Каждый народ оставил здесь свой след. Так, на территории Кировского района Северной Осетии вблизи селения Эльхотово лежат руины средневекового города основанного аланами ещё в X веке. Позднее он стал известен, как Татартуп. Древний минарет XIV века как призрак его былого величия простоял до 1980-х годов. Место это, по словам местных жителей, священное и сакральное. Особенно, для мусульман.

   
   

Историк и учитель Эльза Салбиева вспоминает рассказы своей бабушки, которая в детстве с односельчанами бегала к развалинам, чтобы помолиться и попросить осуществить заветные желания. Всё загаданное, по преданиям, сбывалось.

«Мечети Татартупа были построены, когда сильное и могучее аланское государство разбил среднеазиатский эмир Тимур. Его ещё называют Тамерланом. От тех построек ничего не осталось, лишь минарет. Причём на раскопках города археологи находили греческие амфоры, предметы из Византии, Римской и Османской империй, – объяснила Эльза Агубеевна. –  Это ещё одно доказательства того, что через земли Алании проходил Шёлковый путь».

Великий исчезнувший город власти республики планируют восстановить в качестве памятника. Задача урбанистов и будущих архитекторов – продумать облик объекта и сохранить его историческое значение. Полина Гудкова отметила, что на месте заросшего поля появится новое общественное пространство: сквер, а возможно, и этнодеревня. Причём образ будущего Татартупа участники архитектурной экспедиции продумывают, опираясь на пожелания местных жителей. Эльза Салбиева считает, что все постройки должны быть в стиле аланского периода, а минарет и мечеть - в среднеазиатском. Впрочем, реконструкцию крупных объектов доверят уже опытным архитекторам.

Комментарий

Организатор архитектурных экспедиций, директор АНО «Институт развития местных сообществ» Сергей Кочнев:

«Здесь идёт творческий процесс. Ребята предлагают не детализированный проект, а эскиз, который можно будет использовать в дальнейшей работе. Архитектурные экспедиции уже проходили в СКФО. Участники предлагали своё видение парковых зон Владикавказа, разработали въездную группу в Фиагдоне. Над проектами работали студенты со всей России, в том числе из столицы Северной Осетии. Одно из условий нашей работы – тандем с местными жителями. Их сопричастность – залог ответственного отношения к новому пространству».

Кстати

Всероссийская архитектурная экспедиция проходит по нацпроекту «Жильё и городская среда». Его цель – сделать общественные пространства удобными, безопасными и улучшающими качество жизни россиян. Благодаря нацпроекту за шесть лет в Северной Осетии благоустроили свыше 600 общественных пространств, на Ставрополье – более 1,2 тыс. и около 300 дворов.