Медвежья желчь, отвар змеевика. Почему в РФ популярны знахари и самолечение

Информация в Интернете, агрессивная реклама новых препаратов в СМИ, народные целители. Доверяя всему этому и не советуясь с врачами, люди в лучшем случае остаются без денег, в худшем – становятся инвалидами. Увы, иногда случаются и летальные исходы. «АиФ-СК» выяснял, почему знахари и колдуны до сих так востребованы в России.

   
   

Смерть в пансионате

Недавно на Ставрополье по вине «чудо-лекаря» погибла женщина. Она наблюдалась в краевом онкодиспансере. Узнав, что опухоль злокачественная, обратилась за помощью к целителю. Мужчина арендовал кабинет в одном из пансионатов Пятигорска, принимал пациентов и давал им пить воду, которая якобы помогает от рака. Вскоре женщина умерла. Доказать вину эскулапа не удалось. Ни документов, ни свидетелей нет.

До сих пор один из популярных видов оказания помощи – знахари. Объявлений в газетах, сайтов в Интернете о потомственных ведуньях – пруд пруди. Работает и «сарафанное радио».

«Я очень хотела родить ребёнка – рассказывает Наталья Стасова, жительница Ставрополя. - Несколько раз делала ЭКО. Потратила очень много денег на традиционную медицину. Но всё бесполезно. От отчаяния стала ходить к бабкам-гадалкам. За несколько лет объездила десятки целительниц, травниц, ясновидящих. Выполняла все их рекомендации, соблюдала нелепые ритуалы, пила настои и отвары из трав. В итоге не помогло и «волшебство».

«Мне помогла знахарка, - делится своей историей Вячеслав Алексеев, пенсионер по инвалидности. – Я получил травму. Боль адская, ходить не мог, нога не разгибалась. Никто из врачей не смог мне поставить диагноз. Тогда я стал ездить по всем целителям, объездил весь край, был на приёме хиллеров в Карачаево-Черкесии, ездил к костоправам в Калмыкию. И вот однажды женщина без медицинского образования разогнула мою ногу. Теперь хоть и с палкой, но могу ходить».

Охота на ведьм

Поймать и найти таких целителей несложно, но привлечь к ответственности практически невозможно.

«Законом их деятельность не запрещена, - объясняет Игорь Орехов, замначальника отдела управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю. – Мы можем реагировать только на заявления потерпевших. В феврале этого года к нам поступило заявление из Новоалександровска. К пожилой женщине пришла некая Наталья, представилась помощницей целительницы. Сказала, что этой женщине повезло, что она якобы когда-то оставляла заявку на лечение и вот до неё дошла очередь. В итоге бабушку «полечили» на 49 тысяч рублей. Пару недель назад в Ставрополе на улице к пожилой даме подошли две женщины, сказали, что они целительницы и что старушка болеет, потому что порчу на неё навели. Порчу можно снять только за деньги. Пожилая женщина вместе с «целительницами» отправилась в банк, сняла со своего счета и отдала им 130 тысяч рублей. На самом деле таких потерпевших много, просто они редко обращаются к нам за помощью. Доказать вину народных целителей сложно, ведь люди сами отдают им деньги, верят в их лечение. За прошлый год мы задержали только восемь таких «знахарей».

   
   

А вот в республиках Северного Кавказа, по данным представителей региональных минздравов, такая проблема так остро не стоит.

«15 лет назад для нашей республики это было очень актуально. Сейчас – нет, – говорит Зарема Льянова, замминистра здравоохранения Республики Ингушетия. – Во-первых, медпомощь стала более доступна, открылись новые больницы, поликлиники, сейчас строят лечебно-диагностические учреждения. Во-вторых, у нас сейчас очень много внимания уделяют религиозному воспитанию, среди молодёжи всё больше верующих людей, а коран строго-настрого запрещает ходить к колдунам, это считается грехом. Поэтому в Ингушетии сейчас нет легально работающих целителей, никакой рекламы о них. У нас осталась одна-единственная знаменитая в народе травница, которая лечит ожоги, по старой памяти некоторые люди обращаются к ней, но когда сталкиваются с грязью и антисанитарией у неё дома, то сразу бегут к врачам».

Не признают актуальность этой проблемы и в других республиках СКФО.

Мой враг – Интернет

«В последние годы пациенты именно из Интернета узнают, как якобы надо лечить злокачественную опухоль, в том числе и народными средствами, - говорит Константин Хурцев, главврач Ставропольского краевого онкологического диспансера. – По симптомам ставят себе диагнозы, по диагнозам сами же назначают лечение. В основном применяются настои и отвары трав, медвежья желчь, ветеринарный препарат АСД. В этом году обратились две пациентки, страдающие злокачественной опухолью молочной железы, они долго отказывались от лечения и применяли травы. Специальное противоопухолевое лечение им провести уже невозможно. Пациентка с опухолью шейки матки в течение года применяла настой змеевика. Теперь у неё почечная недостаточность, а онкологический процесс стал прогрессировать».

«Интернет не нагрубит, - шутит Александр Саверский, президент «Лиги пациентов» (г. Москва). – Ежедневно к нам поступают десятки обращений россиян, они жалуются на грубость, невнимательность, нередко некомпетентность докторов. Когда люди понимают, что нет контакта с врачом, начинают сами искать, в чем причина болезни, как лечить её».

Мнение эксперта

Ирина Цыплакова, кардиолог:

«В сознании больных очень крепко укоренилась вера в чудо. Люди ищут спасение от своих болезней в самых разных экзотических местах. У травников, целителей, колдунов. Они готовы тратить огромные средства на различные препараты, эффективность которых не доказана. На электрические и магнитные аппараты, которые на самом деле не прошли официальных проверок. Пить по 3 литра воды в день, хотя 2,5 литра – это норма для здорового человека с учётом жидкости, содержащейся в пище. А «сердечникам» и «почечникам» лишняя жидкость может навредить.

Много информации идёт с экранов телевизоров, выпускают «лечебные» журналы с подробными инструкциями, рецептами, составом настоев трав. Друг другу люди начинают давать советы, чем лечиться, рассказывают о том, как в каком-­то конкретном случае помогло какое-­то конкретное лекарство, забывая при этом об индивидуальной восприимчивости к тому или иному препарату, о побочных эффектах. Почему это происходит? Увы, чаще всего из-­за несовершенства нашей медицины и разочарования в медработниках. Но есть и другая сторона проблемы. Врачи в поликлиниках и больницах очень часто перегружены ненужной документацией, которую им навязали заполнять «сверху». За любые погрешности в ведении документов накладывают большие штрафы страховые организации. Приходится выполнять и двойной объём работы».

Комментарий

Марина Гогуева, психолог:

«Самолечением занимаются, как правило, по двум причинам. Первая ­- ипохондрия. Это люди, которые любят болеть и лечиться. Они с удовольствием выискивают у себя симптомы, покупают лекарства, лечатся. Если выздоравливают, начинают искать новую болезнь. Если они приходят к врачу и он говорит им, что они здоровы, такой врач их не устраивает. Тогда ипохондрики начинают либо сами себе ставить диагнозы и назначать лечение, либо идут к знахарям, которые точно ради денег что-­нибудь, да найдут. Вторая причина – сложившееся недоверие к медицине, врачам, их квалификации. Очереди, платные медуслуги, ошибочные диагнозы – всё это подрывает авторитет врачей. В итоге люди начинают лечиться сами как могут. Если сейчас доверие к медперсоналу будет выше, то статистика по этой проблеме начнёт снижаться».

Официально

Ольга Дроздецкая, замминистра здравоохранения Ставропольского края:

«Сейчас очень популярны всевозможные травники. Региональные минздравы по действующему законодательству наделён полномочиями выдавать лицензии по народной медицине. Но за всё время работы минздрава Ставропольского края, например, мы ещё не выдали ни одной лицензии. То есть конкретно в Ставропольском крае нет ни одного лицензированного, законно работающего народного врачевателя. Что касается рекламы в Интернете лекарств, это вообще недопустимо! Любое лекарство – независимо рецептурного отпуска или нет – имеет индивидуальные показания к лечению. Человек болеет не только мигренью, например, но может быть у него и больной желудок. И применение самостоятельно лекарства от мигрени может вызвать осложнения с желудочно­кишечным трактом. Ведь в Интернете ни один поставщик препаратов в рекламе не сообщит, какие именно побочные эффекты у того или иного лекарства. То, что рекламируют в Интернете иногда и не является лекарством. Сегодня существует регистр, который ведёт минздрав РФ. Чтобы назваться лекарством и поступать в продажу, это вещество должно входить в регистр лекарственных средств. Сейчас активно рекламируют витамин B17 как панацею от рака. Но этого препарата в регистре нет. Я вообще сомневаюсь, есть ли такой витамин».