Последние десятилетия технологии развиваются семимильными шагами. Сегодня сложно найти человека активного, деятельного, который не пользовался бы возможностями интернета, современных гаждетов, виджетами. Они делают жизнь комфортнее, увлекательнее. Но мощный потенциал виртуального пространства используют не только в мирных целях. Злоумышленники тоже с удовольствием берут на вооружение технологические новинки для решения своих задач.
По ту сторону экрана
Угрозы по ту сторону экрана не ограничиваются мошенничеством, которое благодаря современным технологиям приобретает всё более изощрённые формы. Воровство паролей и личных данных с целью опустошения банковских счетов давно уже стало рутиной.
Но в интернете охотятся не только за деньгами пользователей, но и за их душами. Тех, кто борется за наше «внимание и любовь», в виртуальной сети всё больше: одни продвигают экстремистские идеи, другие - не менее опасные религиозные воззрения, третьи зовут принять участие в азартных играх, а четвёртые предлагают самый лёгкий «путь к счастью» - наркотики.
Создать в сети сообщество по интересам – пара минут. Сделать его закрытым от чужих глаз – ещё меньше. Развернуть там бурную деструктивную активность – дело техники. Так же, как и вовлечь в эту деятельность «простого прохожего».
По словам экспертов, многие пользователи не до конца осознают, что виртуальный мир давно уже стал вполне реальным. Погружаясь в него, они теряют бдительность, не соблюдают элементарную осторожность, становятся неприлично доверчивыми и в итоге оказываются жертвами злоумышленников. Последствия неизбежны, за все свои действия в сети приходится отвечать. И иногда эта цена оказывается очень высокой.
Промывка мозгов
Ни для кого не секрет, что социальные сети в последние годы превратились в основной канал вербовки новобранцев в ИГИЛ (запрещённую в России террористическую организацию). Число сообществ, пропагандирующих экстремистские идеи, растёт. Равно как и активность специалистов по промывке мозгов, которые ведут прицельную охоту на потенциальных «братьев»: втираются в доверие, влезают в душу, меняют мировоззрение, превращая человека (как правило, молодого) в послушную куклу.
Это несёт в себе серьёзную опасность не только отдельным пользователям, но и обществу в целом. Противостоят угрозам разработанные государством механизмы, в первую очередь – в правоохранительной системе. Сотрудники МВД, ФСБ, прокуратуры, Роскомнадзора и пр. следят за соблюдением законов в сети, пресекают нарушения, привлекают преступников к ответственности.
Для противодействия распространению идей экстремизма применяются нормы уголовного законодательства – о призывах к экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), возбуждении ненависти (ст. 282 УК РФ), а также о публикациях, которые можно отнести к деятельности экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) или запрещённой организации. Кроме того, используются нормы Кодекса об административных правонарушениях – ст. 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов».
Вместе с тем специалисты отмечают, что борьбу с деструктивными веяниям в виртуальном мире осложняют некоторые технические моменты. В частности, современные технологии беспроводного доступа в сеть WI-FI, сетевые платы с динамическим IP-адресом и т.п. позволяют сохранять анонимность тем, кто размещает через них экстремистские или террористические материалы. Есть сложности и с идентификацией лица как автора или издателя, а не просто как владельца компьютера или гаджета, с помощью которого запрещённый материал попал в сеть.
Пропаганда и контрпропаганда
Любую проблему проще предотвратить, чем разбираться потом с последствиями. Поэтому большой акцент делается на упреждение. В профилактические мероприятия вовлечено большое количество органов государственной и муниципальной власти.
На Ставрополье координатором работы по противодействию экстремизму является Комитет по делам национальностей и казачества. Вопросами профилактики терроризма и его идеологии ведает антитеррористическая комиссия Ставропольского края (АТК), возглавляемая губернатором края. По их данным, объём распространяемой в интернете пропаганды террористической идеологии растёт. Соответственно усиливаются и меры противодействия экстремистам.
Организована защита информационного пространства от проникновения материалов, оправдывающих терроризм. Выявлена и пресечена деятельность 410 подобных источников, - сообщили в АТК.
В октябре прошлого года начал работать официальный сайт atk26.ru. Осуществляется регулярное наполнение контентом антитеррористического содержания специально созданных страниц в социальных сетях «ВКонтакте» и «Твиттер».
Дети под прицелом
Главной мишенью экстремистов в сети становятся представители молодого поколения. Гибкая, податливая психика, обострённое чувство справедливости, поиск своего пути и места в жизни – эти особенности делают юных самой лёгкой добычей вербовщиков и прочих манипуляторов.
Когда это воздействие удаётся вовремя выявить и пресечь, с жертвами начинают работать представители антитеррористических комиссий на местах и правоохранители.
Сейчас, к примеру, в поле зрения борцов с терроризмом попал старшеклассник одной из школ на востоке края. Он высказывал намерение примкнуть к бандподполью. С ним теперь ведётся адресная профилактическая работа.
Но не всегда страшное удаётся предотвратить. В прошлом году общество потрясла история ессентучанки, сын которой оказался в рядах ИГИЛ. Бывший муж, как выяснилось, принял ислам, стал носителем радикальных идей и, забрав мальчика к себе на неделю на каникулы, уехал с ним в Сирию. Позже похититель погиб в ходе военных действий, но вернуть сына домой маме до сих пор не удалось. Сегодня парню уже 14 лет, воспитывают его боевики, какие идеи закладывают и как будут использовать, догадаться несложно.
Подворотни интернета
Но за детьми охотятся не только террористы и экстремисты. Список рисков и опасностей, которые подстерегают в сети самых юных пользователей, гораздо шире. В их числе самые разные виды мошенничества, груминг, кибербуллинг, суицидальные группы, деструктивные секты.
Случается, что дети становятся и жертвами ровесников. Преследование оскорбительными сообщениями, запугивание, бойкотирование и травля с помощью интернет-сервисов получили название кибербуллинга.
Иногда тяжёлые последствия вызывают действия самой будущей жертвы. До сих пор на слуху скандал с 13-летней школьницей из Пятигорска, чьи интимные фото бывший поклонник выложил на всеобщее обозрение. Компрометирующие снимки администрация паблика удалила после вмешательства педагогов школы, где учится девочка, историей занялись правоохранительные органы. Но как эти фото попали в руки подростка? С высокой долей вероятности можно предположить, что будущая жертва сама их отправила, когда отношения были ещё хорошими.
Точно так же, вступая в различные деструктивные сообщества, первый шаг дети и подростки, как правило, делают сами. А потом уже не могут вырваться из-под влияния опытных кукловодов.
«Воспитывать детей, говорить с ними об информационной гигиене необходимо, начиная чуть ли не с детского сада, - уверен Вячеслав Петренко, кандидат технических наук, специалист по информационной безопасности. - В виртуальной сети точно так же нужно придерживаться норм и правил поведения, как и в реальном мире. Надо понимать, что здесь можно делать, а что нельзя. Понятно, что не стоит ходить ночью по подворотням, и мы учим детей этому. Но такие же опасные тёмные подворотни есть и в интернете. И нужно уметь их распознавать и избегать. Такие прогулки могут быть чреваты серьёзными последствиями для жизни и здоровья, физического и психического».
Кибердружина
Большую просветительскую работу в этой сфере сейчас ведёт общественное движение «Лига безопасного интернета». У лиги есть свои кибердружины по всей стране. Ребята отслеживают опасный контент и рассказывают школьникам о правилах поведения в интернете.
Год назад кибердружина появилась и в Ставропольском крае.
«80% российских детей начинают пользоваться интернетом в возрасте 4-6 лет. Уверенных пользователей среди представителей всех возрастов всего 33%, остальные – любители, - приводит данные лиги Елена Егорова, координатор ставропольской кибердружины. – То есть огромная армия взрослых и детей творит в интернете бог весть что и не отдаёт себе отчёта в том, что каждое действие в виртуальном пространстве оставляет следы. И эти данные могут быть использованы злоумышленниками для кражи денег, шантажа и т.д. Мы стремимся донести это до детей. Вот вы купили телефон, вас «подцепили» к какому-то провайдеру, вы сказали кому-то «привет» и что-то получили в ответ. Всё это остаётся у провайдера – все сообщения, ссылки, куда вы ходили, фото, которые выкладывали, даже те, которые потом удалили. Нужно понимать, что каждым своим действием в сети мы формируем своё будущее, и неизвестно что, когда и при каких обстоятельствах потом выплывет».
Две недели назад десант кибердружинников побывал в школе села Дивного в Апанасенковском районе. Общались со старшеклассниками. Многие педагоги края уже знают о существовании такого общественного движения и приглашают в гости.
«Костяк нашей кибердружины – молодые люди, вчерашние школьники, которые сегодня учатся в технических вузах и ссузах, - говорит Елена. – Я рассказываю детям о рисках и проблемах, с которыми можно столкнуться в сети, а они – отвечают на вопросы технического характера. Именно они – главные коммуникаторы. Мне, взрослому человеку, дети о своих проблемах, с которыми реально столкнулись, не расскажут. Потому что это - то самое поколение, которое выросло в сети и там же социализировалось. Для них взрослый человек - не авторитет. Они скорее поверят своим ровесникам».
Желающих присоединиться к движению на Ставрополье сегодня немало. Ребята пишут Елене в социальных сетях, спрашивают, как стать кибердружинниками. Это, как выяснилось, довольно просто. Нужно изучить информационные материалы, подготовленные «Лигой безопасного интернета». После чего можно нести свет этих знаний дальше. После установочной беседы с координатором ребята отправляются к завучам в своих школах и с разрешения руководства приступают к занятиям с учениками младших классов.
«Дети заходят в интернет и сразу становятся потенциальными жертвами. Мы учим детей распознавать, в какой момент ими начинают манипулировать, какой фразой побуждают к какому-то нежелательному действию, в какой момент надо позвать родителей и обратиться за помощью. Говорим им, что не нужно бояться и стыдиться того, что оказался в щекотливой ситуации. Неприятности могут случиться с каждым, - продолжает координатор ставропольской кибердружины. - Конечно, с опасностями в сети борются, сайты закрывают. Но, допустим, я тот самый негодяй, который распространял какие-то мерзости в интернете. Вот меня заблокировали. Сколько мне понадобится времени, чтобы открыть новую аналогичную страницу? Поэтому мы считаем, что профилактика, информационный ликбез - первичны. Если у человека есть систематизированные знания, понимание происходящего и представление о последствиях, вероятность того, что он окажется жертвой злоумышленника, гораздо ниже».
Комментарий
Дмитрий Поляничев, руководитель управления Роскомнадзора по СКФО:
«Наши полномочия связаны с ведением единого реестра, в который включаются ресурсы, содержащие законодательно запрещённый контент. Такие сайты на территории РФ блокируются.
В реестр в первую очередь включаются те ресурсы, содержание которых можно назвать абсолютным злом: детская порнография, призывы к суициду, незаконный оборот наркотиков, азартные игры. Они блокируются в досудебном порядке. Остальное – по решению суда.
Сообщения об этих сайтах мы получаем от надзорных и правоохранительных органов, а также от граждан. На портале Роскомнадзора есть электронная форма - законодательно закреплённый механизм направления нам сообщений о наличии в сети интернет любой информации, запрещённой законодательно.
Жалобы поступают самые разные. Рассматриваем все.
Если обращение связано с экстремистской информацией, направляем его в МВД и прокуратуру, их оценка – определяющая для принятия решения. Позиция других органов здесь особого значения не имеет. Иск по данным делам может подать только прокуратура.
Технически блокировкой занимаются операторы связи. Доступ к единому реестру есть у всех, кто предоставляет такие услуги. Дважды в сутки операторы связи получают обновленный список, в соответствии с изменениями корректируется набор блокируемых сайтов».
Мнение
Александр Чипига, кандидат технических наук, профессор, дважды лауреат национальной премии «Серебряный кинжал» в области информационной безопасности:
«Народ привык поругивать органы госвласти, и это считается нормой. А когда говоришь, что они делают что-то хорошее, это воспринимается как моветон. Но как технический специалист я вижу, что последние год-полтора власти озаботились ситуацией в виртуальном мире и начали наводить там порядок. Есть положительные сдвиги, чему я безумно рад и очень приветствую. И радиочастотные службы, и Роскомнадзор, и наши специальные службы отслеживают опасные сайты и работают в очень хорошей связке друг с другом. Отрабатывают проблемы быстро, решения принимают оперативно.
Государство всегда чуть-чуть запаздывает, по-другому быть не может. Появилась опасность - пошло противодействие.
А в профилактической работе первое слово за семьёй. В реальной жизни взрослые всегда ребенка опекают, объясняют ему всё, показывают. А в виртуальном – пустили на минное поле и счастливы. Это недопустимо.
Но для того, чтобы приучить ребёнка соблюдать нормы поведения в интернете, родителям надо самим их знать и не игнорировать. Мы же зачастую сталкиваемся с безграмотностью и пренебрежительным отношением к собственной безопасности со стороны взрослых пользователей. Мало кто ставит пароли на свои устройства. Получая электронные письма с незнакомых адресов, большинство следует инструкциям злоумышленников и переходит по вредоносным ссылкам. Многие считают возможным не пользоваться антивирусами (а ведь есть и вполне качественные бесплатные программы!).
Сейчас информационное противоборство обостряется, становится более техничным и технологичным. Власти начали наводить порядок, те, кто на противоположной стороне, ищут лазейки, используют более изощрённые методы достижения своих целей.
Но информационное общество и технологии – это будущее, их не остановить. Нам с этим жить, и наша безопасность зависит в первую очередь от нас самих».