Красную линию нарушили? Чем недовольны жители улицы Осипенко в Ставрополе

Это выступ гаража, вызвавший недовольство соседей. © / Иван Петров / Из личного архива

Жители улицы Осипенко считают, что одна из жительниц при строительстве особняка вышла за красную линию, что мешает пешеходам, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья и мамам с колясками. А соседи владелицы участка уверены, что женщина посягнула и на их частную территорию.

   
   

Тротуар уничтожен

«Я и моя семья живём на Осипенко больше 10 лет, и прежде никогда проблем с соседями не было, - рассказывает собственник домов №№ 66 и 68 Павел Иванюта. - А в 2018 году у дома № 64 появилась новая хозяйка Светлана, которая начала масштабное строительство».

Она возвела жилой дом, практически «прислонившийся» к соседним зданиям на смежных участках. А на границе с уличным тротуаром поставила гараж, который, по мнению других людей, нарушил внешний облик Осипенко.

По словам Павла Иванюты, прежде фасадная линия домов возле тротуара была ровная, без каких-либо изгибов и неровностей, все строения соответствовали границам, зафиксированным в ЕГРН. Новоиспечённый гараж же частично расположен на муниципальной земле - на красной линии. Как говорит Павел Иванюта, теперь существовавший многие годы тротуар уничтожен. И это причиняет серьёзные неудобства пешеходам и может даже помешать сориентироваться, особенно в темноте: из-за строения не видно продолжение улицы. К тому же возле дома сделан неудобный подъём, мешающий идти мимо пожилым людям, мамам с колясками. А во время дождя вода стекает вниз, создавая лужи.

Павел Иванюта написал заявление в Ленинский районный суд Ставрополя с требованием о сносе возведённого гаража.

«Но в удовлетворении моего иска было отказано, суд в том числе отказался проводить землеустроительную экспертизу, чтобы установить факт нарушения пользования земельным участком, - рассказывает ставрополец. - Но это решение отменил после апелляции краевой суд, и по делу была проведена независимая землеустроительная экспертиза. Специалист, который проводил исследование, пришёл к выводу, что собственник земельного участка по адресу: ул. Осипенко, 64, совершил захват муниципальной земли».

На общую землю

Павел Иванюта направил обращение в комитет муниципального имущества администрации Ставрополя. В последнем ответе, поступившем в ноябре, говорится, что в районе жилого дома № 64 на территории общего пользования в 140 кв.м. ещё в прошлом году был складирован строительный материал (песок, щебень), а часть гаража с фасадной стороны участка выходит за границы земельного участка на четыре метра.    
   

«Таким образом в действиях собственника земельного участка были выявлены нарушения требований земельного законодательства, предусмотренных ст.25, 26 Земельного кодекса РФ, а именно: использование земельного участка площадью 144 кв.м. без правоустанавливающих документов на землю», - говорится в документе. В адрес землепользователя направлена претензия об устранении нарушений.

Собранные материалы комитет направил в Ленинский районный суд Ставрополя. Сейчас стройматериалы, по словам соседей, убраны, однако гараж остался.

Между тем жалобы в адрес властей поступили и от других жителей улицы, которым мешает искривляющий красную линию выступ гаража, они составили коллективные обращения в надежде, что удастся повлиять на ситуацию. Так, в обращении в КУМИ жители просят сотрудников комитета принять меры по устранению нарушения земельного законодательства собственником земельного участка.

Подпись подделали?

На данный момент владелица ведёт судебные споры сразу с двумя соседями, проживающими по двум сторонам её домовладения. Предметом спора с другими жильцами стал, как они говорят, захват их территории.

«Наша тяжба длится уже второй год, - рассказывает владелица соседнего дома Виктория Смирнова. - Светлана построила рядом с нами особняк. И дело в том, что расстояние от его стены до нашей едва превышает полметра. Я уже не говорю о том, какое неудобство приносит такое соседство, когда в наше окно фактически могут протянуть руку чужие люди. Главное, на мой взгляд, здесь нарушаются нормы пожарной безопасности. И ни о каком нормальном освещении помещений речь идти не может».

Теперь расстояние между домами не больше полуметра Фото: Из личного архива/ Павел Иванюта

При этом, как говорит Виктория, она с удивлением узнала, что, оказывается, якобы дала согласие на столь близкое соседство.

«Да, ещё до начала строительства мою маму, которая недавно умерла, и меня соседка просила разрешить построить свой дом на расстоянии 45 сантиметров от нашего. Конечно, мы отказались. Даже по закону расстояние между рядом стоящими зданиями не должно быть меньше трёх метров. Но это стройку не остановило. У меня есть заключения эксперта о том, что часть забора, который, кстати, признан капитальным строением, находится на нашей территории, границы не соблюли, - говорит Виктория. - Когда начались суды, в материалах дела появилось согласие, которое я не давала. Апелляция разрешила почерковедческую экспертизу, которая показала, что подпись на документе выполнена другим лицом с подражанием подлинной подписи. То есть подпись - подделка».

Апелляцию она выиграла и теперь написала заявление в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела по факту подделки документов.

Непобедимый самострой

Однако женщина изначально обращалась в суды и профильные инстанции с тем, чтобы здание признали самостроем и снесли. Обращалась ещё на ранних этапах. Есть ответы из комитета градостроительства и комитета муниципального имущества администрации Ставрополя о том, что объект строится на недопустимом расстоянии и владелица должна устранить нарушения. Но соседка на предписания в свой адрес от этих ведомств не реагировала и приводила свои аргументы.

«Например, среди документов ответчицы было заключение эксперта о том, что её дом не угрожает нашей пожарной безопасности. Я не профессионал, чтобы оспаривать мнение эксперта, но, если не дай бог что-то вспыхнет, заполыхают оба дома, - считает Виктория Смирнова. - Впрочем, даже несмотря на такое заключение, у нас на руках есть судебные решения, экспертные документы, признающие дом незаконным строением. При этом решение о сносе принято не было, здание так и стоит».

Между тем жильцы удивляются, как при всех нарушениях удалось подключить дом к коммуникациям, а судя по тому, что в тёмное время суток там горит свет, проблем с коммунальными услугами у владельцев спорного строения нет.

«Мы не можем понять, почему нельзя изначально было сделать всё по правилам. Например, тот же гараж территория участка вполне, на наш взгляд, позволяла возвести без нарушений правил, и улица бы не пострадала, - недоумевает Павел Иванюта. - Для чего нужно было ставить дом впритык с соседским? Неужели пара метров - это настолько принципиально?»

Светлана же говорит, что Осипенко - это старая улица, где нет памятников архитектуры, достопримечательностей, здесь расположены обычные частные дома, чётко выраженная красная линия отсутствует, и все объекты построены ею в разрешённых границах.

«Я купила участок через нотариальную палату, которая запросила все правоустанавливающие документы. По договору купли-продажи он площадью 598 кв.м, а когда измерили, оказалось, что фактически - 544 кв.м. После этого я стала разбираться, куда делись мои квадратные метры, обращалась в архивы, изучала первоначальные площади участков, и поэтому у меня тоже есть претензии к соседям», - говорит она.

Между тем соседи вместе с другими жильцами улицы намерены отстаивать свою правоту до победного финала.