«Колю нашли под кустом». Как работают поисковики на Северном Кавказе

Дмитрий Батин / Из личного архива

В Северо-Кавказском федеральном округе поисковый отряд «Лиза Алерт» представлен двумя подразделениями. Уже несколько лет волонтёры работают на Ставрополье, а летом прошлого года свой отряд сформировался и в Дагестане, после трагедии с ребёнком: пропавшую девочку всей республикой искали полтора месяца, нашли в колодце с признаками насильственной смерти. 

   
   

Нередко поисковикам в ярких оранжевых куртках, которых в шутку называют рыжими, удаётся совершать настоящие чудеса и всего за несколько часов находить и возвращать домой пропавших людей.

Деда заметила Вьюга

С 27-летним жителем Михайловска Николаем Балакиным получилось именно так. Коля, страдающий задержкой в развитии, утром вышел из дома и пропал.

«В девять часов мне позвонила его мама, - рассказывает руководитель отряда «Лиза Алерт. Ставропольский край» Дмитрий Батин. - Она плакала, всё время повторяла, что сын совершенно беспомощен. Я тут же связался с членами нашего отряда, и уже через час 14 человек выдвинулись на поиски парня. Оперативно подключились полицейские. Другие члены отряда параллельно обзванивали больницы, разместили ориентировки (листовки с информацией о потерявшемся человеке и его фотографией. - Авт.). Во время поисков выяснилось, что нужны цветные карты. Их изготовили сотрудники одной из фирм».

Помог случай. На автобусе мимо села Надежда проезжал один из поисковиков Руслан. Он заметил бредущего вдоль трассы молодого человека и немедленно позвонил другим членам отряда. Вскоре на место выехали две девушки. Колю они обнаружили сидевшим под кустом. Парень выбился из сил и больше не мог идти. Девочки помогли ему подняться и усадили в машину…

Похожая история произошла в Ставрополе с 80-летним Юрием Ефимовичем Тимошенко, страдающим провалами памяти. Его пропажу обнаружили жена и дочь. Они тут же «забили в колокола». Сообщение об исчезновении дедушки появилось в соцсетях утром, а вскоре поисковики начали прочёсывать район Ставрополя, в котором он мог находиться, опросили таксистов. После обеда волонтёр Вьюга (Александра Волкова) заметила на одной из улиц дедушку.

И силовики, и священники

В целом за полтора года ставропольские поисковики вернули домой более 200 пропавших местных жителей. Сейчас в отряде около 150 человек. Это люди разных возрастов и профессий, в том числе и силовики, которые после основной службы посвящают свой досуг благородному делу. Недавно в отряд вошёл и священник, отец Николай.

   
   

Больше всего потеряшек - среди детей и пожилых людей.

«Лично я начал заниматься поиском людей, потому что сам многодетный отец, - рассказывает Дмитрий Батин. - Когда пропадают дети, это очень страшно. Хочется помочь родителям. Кстати, более 80% наших поисковиков - это люди, имеющие семьи и детей».

По его словам, очень важно начинать розыск пропавших как можно раньше. Никаких специальных навыков не требуется, тем не менее представители региональных отрядов «Лизы Алерт» регулярно проводят учения и обмениваются опытом. К примеру, в конце марта в Лермонтов на очередной такой инструктаж съехались не только ставропольцы, но и волонтёры из соседних регионов России.

На поиск людей всегда выходят несколькими группами, причём каждую из них ведёт наиболее опытный поисковик, добровольно взявший на себя ответственность за всех. Как только с единого номера 8-800-700-54-52 в регион приходит сообщение об очередном пропавшем, поисковики распределяют роли. Одни начинают обзванивать больницы и морги, другие - изготавливают ориентировку и размещают её в соцсетях.

«Чем больше людей принимают участие в розыске, тем лучше, - продолжает Дмитрий. - К тому же мы активно сотрудничаем с полицейскими, работниками МЧС, других силовых структур. Нам помогают бизнесмены, операторы мобильной связи и другие. Если поиски сильно затруднены, сотрудники МЧС могут выделить и вертолёт. 

А как поисковики спасаются от эмоционального выгорания?

«Меня очень поддерживает жена, - говорит Дмитрий. - Она информационный координатор отряда и заряжена общим со мной стремлением помочь людям».

У членов отряда - свой язык: группа коротких прозвонов (люди, которые обзванивают организации), репостеры (те, кто распространяет информацию в соцсетях), инфорги (информационные координаторы) и т. д.

Страшная находка в колодце

Дагестанский отряд появился летом 2018 г. после трагедии с восьмилетней Калимат Омаровой. Её тело нашли в канализационном колодце, и неравнодушные местные жители, которые участвовали в поисках ребёнка, решили объединиться в поисковый отряд.

«Сейчас у нас больше 20 человек, - рассказывает координатор дагестанского отряда Ибадулла Мутуков. - Поскольку многие населённые пункты в Дагестане - в горах, поиски потеряшек затруднены. Поэтому мы привлекаем на помощь охотников, альпинистов, егерей. Подчас приходится просить вертолёт у сотрудников МЧС».