Хаджи-Мурата Гацалова вновь избрали главой Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания. О религиозной культуре, попытках противников России «раскачать» Кавказ и месте религии в светском государстве муфтий рассказывает «АиФ-СК».
Кавказские скрепы
Елена Евдокимова, «АиФ-СК»: Ситуация сложная – международная напряжённость, санкции, выборы. Как думаете, для дестабилизации на Северном Кавказе будут пытаться использовать религиозную тематику?
Хаджи-Мурат Гацалов: Однозначно. Так же, как и национальный фактор и географическое положение. Кавказ, как и всегда, будет на слуху. Особенности региона, конфессиональные, этнические интересы – набор инструментов информационно-идеологической пропаганды. Его наши противники используют, чтобы «раскачивать» ситуацию со времён Кавказской войны, в Гражданскую и Великую Отечественную, в период развала СССР и войн в Чечне. Но ни разу эти попытки не увенчались успехом. Главный Кавказский хребет как естественная преграда и народы Кавказа как единая сила во все времена не давали шансов отколоть регион от России. За хребтом – геополитическая неустойчивость, но наши народы не мыслят себя вне России. Здесь – Родина. Скрепы, не дающие разделиться. По отдельности не будет ни России, ни Кавказа. Это бастион страны, её форпост.
– Сейчас люди теряют работу, нищают. Социальная напряжённость растёт...
Родом из СССР
– Как человек, «рождённый в СССР», не считаете ли вы, что тогда были перегибы с идеологией, полное отрицание религии, а сейчас – наоборот. Не слишком ли активны религиозные институты? Учитывая, что у нас светское государство.
– Считаю, что отрицание религии и привело к развалу страны. Безбожие, отказ от духовных ценностей, заветов морали и нравственности сгубили не одну империю. Возврат к вере, то, что происходит сейчас в России, - потребность, естественный процесс. Проблема не в перегибах, а в состоянии общества, в отсутствии религиозной культуры, пробелах в культуре общей и внутренней. Религиозный человек кому-то представляется фанатиком. А нетерпимость к религии - это своего рода радикализм.
Истинно верующий не может навязывать свою религию, ставить её выше других. На этой почве рождается радикализм религиозный. Вот почему необходимо воспитывать духовность и религиозную культуру. Скажу больше, приверженец какой-либо конфессии может не обладать религиозной культурой в целом. Что из этого получается? Гордыня, высокомерие, отказ понимать и принимать.
В светском государстве главное – равные права. Верующих и атеистов. Одно законодательство и конституционное поле.
Да, воспитывает и литература. Но где вы видели современную духовную литературу? Классики же в большинстве были верующими людьми.
– Кто должен противодействовать радикализации?
– Общество, государство, конфессии. В единой системе. И начинать воспитание необходимо с детского сада, школы. Нужны единые учебники истории, а не масса разношёрстных. Необходимы стандарты религиозного образования и программы по религиозной культуре. Межконфессиональное сотрудничество стоит выстраивать в более тесном формате, разрабатывать тактику взаимодействия конфессий с государством. Нужен Религиозный экспертный совет – для решения внутриконфессиональных вопросов и изучения духовной литературы. Оценку ей подчас дают эксперты, не имеющие религиозного образования.
Ситуация на Кавказе непростая, но мы видим проблемы и говорим о них. Опасно было бы обратное – если бы их не замечали.
Пусть из-за рубежа нам пытаются навязать другую историю, культуру, идеологию, сломить Кавказ не удастся. Нам есть чем гордиться. Мы – часть великой страны. Часть единого народа, наследники славных традиций. Разве мы выиграли бы Вторую мировую, не будь сплочённого советского народа? Сколько кавказцев сражались за общую Победу! Эта сплочённость до сих пор страшит наших врагов.