В высших учебных заведениях начался выпуск молодых специалистов. Эксперты отмечают: только 20-40% обладателей дипломов о высшем образовании устраиваются работать по специальности. Немало среди них и безработных.
Образование «для галочки»
Только на Ставрополье по данным краевого минтруда и соцзащиты населения, в среднем в год на биржи труда края обращаются до двух тысяч юношей и девушек. Работу сразу после вуза находит только половина (51%) из них.
Это, как правило, те, кто позаботился о своём трудоустройстве, будучи студентом, либо же представители самых востребованных профессий.
А ещё – юноши и девушки, которые после окончания вузов возвращаются в родные сёла.
Антонина Алферьева из Новоселицкого несколько лет назад окончила ставропольский вуз по специальности «Социальный работник». По ней же трудоустроилась в родном селе.
«Я люблю работать с людьми, поэтому осознанно выбрала это направление, – говорит Антонина. – Ни разу не пожалела. Но со мной учились и те, кто не собирался работать в соцзащите. Одни параллельно получали второе высшее образование, другие собирались открыть своё дело или продолжить бизнес родителей».
«Диплом – это своего рода страховка, – считает жительница Ставрополя Ольга Б. – С высшим образованием легче найти приличную работу, неважно, в какой сфере. Многие работодатели именно дипломом интересуются в первую очередь».
Ольга два года назад окончила филфак в университете, но в школе работать не захотела. Зато без проблем устроилась менеджером в рекламное агентство.
Ждут врачей и учителей
Согласно данным служб занятости, сегодня наибольшие шансы получить работу по специальности – у врачей и учителей. Неудивительно, что медвузы выпускают всё больше докторов.
«В этом году дипломы получат 548 выпускников, – говорит ректор Ставропольского государственного медуниверситета Владимир Кошель. – Это больше, чем в 2015-м, на 66 человек. Мы целенаправленно увеличиваем набор студентов, поскольку на врачей спрос с каждым годом всё выше».
Растёт и число так называемых «целевиков» – юношей и девушек, которые учатся по направлениям из районов, а затем отрабатывают в родных больницах и поликлиниках три года. В этом году дипломы врачей получат 159 таких ребят, или 29% от общего числа выпускников. Но вот вопрос: многие ли из них действительно вернутся работать в глубинку, где докторов остро не хватает? В прошлом году, как сообщили в медуниверситете, по разным обстоятельствам из 123-х целевиков не поехали домой только 8. В основном молодые медики добросовестно отрабатывают положенный срок. Но потом врачи, набравшись опыта, зачастую уезжают в города, где зарплаты выше.
«Выпускники медвузов на биржу труда почти не обращаются, – подтверждают в минтруда и соцзащиты населения края. – Редко ищут работу и педагоги. А ведь именно на них самый высокий спрос на рынке труда. Есть спрос и на юристов. Но, как правило, их «заказывают» сельские работодатели. В основном им нужны специалисты по гражданскому законодательству. Но в деревню немногих заманишь…»
В Северо-Кавказском федеральном университете в этом году, по данным управления по информации и связям с общественностью вуза, дипломы получит 5521 человек. До сих пор ищет работу 281 выпускник СКФУ прошлого года. Трудоустроились 42,1% выпускников 2015-го.
Государство платит дважды
По данным Ставропольстата, парней и девушек 20-29 лет среди безработных больше всего (38%).
Причины разные: низкая квалификация и отсутствие опыта у начинающих специалистов, а также невысокие зарплаты. Неудивительно, что, получив направление на бирже труда, молодые люди не спешат занять не самую привлекательную вакансию.
Работодатели, в свою очередь, не хотят платить неопытным специалистам приличные деньги. Как же разорвать этот круг?
«Из краевого бюджета мы доплачиваем 1700 рублейв месяц молодым специалистам, которых работодатели берут на работу на 2-4 месяца и гарантируют им хотя бы минимальную зарплату, - сообщили в минтруда и соцзащиты населения. – В этом году в программе участвуют 500 юношей и девушек».
Но чаще, увы, дипломированных специалистов приходится переучивать. Для этого в службах занятости разработали специальные программы. Те, кого несколько лет учили на экономистов или юристов, подчас становятся водителями, бухгалтерами, поварами…
Выходит, государство тратится дважды: сначала на обучение специалиста в вузе, а затем – на его переобучение в центре занятости.
«Сегодня в школах очень мало занимаются профориентацией, к тому же укоренилось извращённое мнение о том, что без диплома ты – человек второго сорта, – говорит директор Ставропольского филиала Российского государственного социального университета Раиса Гударенко. – Сколько ребят, из которых получились бы прекрасные швеи, слесари, токари, попусту тратят время в вузах, а потом маются без работы!»
По мнению эксперта, проблема ещё и в том, что детей почти не учат что-то делать своими руками. В школах трудовое обучение почти упразднили, а учителя-трудовики, перестав получать достойные зарплаты, ушли в другие сферы деятельности.
«Раньше и в городах, и в сёлах были ученические производственные бригады, а все старшеклассники обязательно посещали межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), – продолжает Раиса Гударенко. – Детей учили шить, работать на разных станках, даже машины водить!
Сейчас в УПК занимаются представители далеко не всех школ, да и чему там в основном учат? Работе на компьютере и делопроизводству.
Я – за то, чтобы в вузах юношам и девушкам, помимо основной специальности, преподавали ещё и рабочие профессии. С недавних пор мы в своём учебном заведении менеджеров гостиничного дела учим также на официантов и горничных».
Мнение
Депутат Ставропольской краевой Думы Людмила Кузякова:
«Наши вузы нужно приближать к производству. Как можно больше кафедр переносить на предприятия, чтобы студенты как можно раньше приобщались к практике. Первые шаги в этом направлении уже делают. Например, при молочном комбинате Ставрополя один из известных местных учёных«пищевиков» открыл свою кафедру. Но таких примеров ещё мало.
К тому же у нас явный перебор гуманитариев и острый дефицит технических кадров.
Да и зачем вообще столько специалистов с высшим образованием, если требуются в основном рабочие? Нужно ломать стереотипы, которые семья и школа закладывают в головы детей, внушая, что только вузовский диплом – гарантия благополучия. Для этого надо чаще организовывать для школьников экскурсии на предприятия. Ведь работать в современном чистом цехе, оснащённом компьютерами, подчас интереснее, чем в офисе. Да и заработок может быть значительно выше».
Комментарий
Доцент СКФУ Дмитрий Пикалов:
«Болонская система высшего образования, которую с недавних пор внедрили в России, на мой взгляд, скорее вредит, нежели помогает в подготовке кадров для российской экономики. Разделение на бакалавриат и магистратуру предполагает, что, окончив первую ступень (бакалавриат), специалист может продолжить обучение в магистратуре в другом вузе, причём даже в зарубежном. А значит, работать на российскую экономику этот человек уже, возможно, не будет.
Куда эффективнее была советская высшая школа, нацеленная на выполнение госзаказа. Сейчас же большинство вузов ориентируют на зарабатывание денег, а не на подготовку квалифицированных кадров для экономики страны. Поэтому вузам выгоднее обучать экономистов и юристов на коммерческих отделениях, а не учителей и инженеров – на бюджетных. Получив дипломы, юристы и экономисты нередко пополняют ряды безработных. Это тупиковый путь. Нужно по возможности возвращаться к госзаказу.
Очевидно, что вузов у нас сейчас гораздо больше, чем нужно рынку труда. Всё это – вопросы государственного масштаба, но они, увы, не решаются».
Официально
Замминистра труда и соцзащиты населения Ставрополья Борис Семеняк:
«До 2012го ситуация с трудоустройством молодых специалистов была лучше. Тогдашнее федеральное законодательство давало немало преференций работодателям, берущим к себе на работу выпускников учебных заведений, в том числе налоговые льготы.
Но после того как многие вопросы по трудоустройству передали из Москвы в регионы, стимулировать работодателей стало гораздо сложнее, потому что в местных бюджетах на это нет денег.
А чтобы в вузах было меньше случайных людей, нужна ранняя профориентация. С этого года наше министерство, например, реализует проект «Старт в профессию». В школах, начиная с третьихчетвёртых классов, специалисты минтруда встречаются с детьми, анкетируют их, проводят беседы. Это очень нужная акция!»