Держал за цепь и бил о землю. Живодёра на Ставрополье исправит труд?

Жертвами живодёров часто становятся безобидные и ласковые животные. © / Дмитрий Григорьев / АиФ

Житель села на Ставрополье, который в сентябре убил собаку на глазах у ребёнка, искупит вину принудительными работами. Это третий с начала года приговор в СКФО за жестокое обращение с животными. Зоозащитники считают вердикты слишком мягкими, но есть и те, кто считает расправу над собаками не таким уж страшным преступлением. Подробности – в материале «АиФ-СК».

   
   

Срывали злость на собаках?

Подвыпивший житель села Левокумского в сентябре поскандалил с экс-женой и выместил злость на сторожевом псе, охранявшем двор. На глазах у ребёнка и его матери он поднял собаку за цепь и со всей силы ударил о землю. На этом издевательства над животным не закончились. Бывший муж селянки схватил питомца за задние лапы и продолжил бить его головой об землю, пока не размозжил её. Когда правоохранители узнали о произошедшем, возбудили уголовное дело о жестоком обращении с животными.

Накануне Левокумский районный суд вынес живодёру приговор – три года принудительных работ. 15% его заработка будут удерживать в доход государства. Между тем, за подобные преступления законом предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы.

Другому мужчине, который пытался зарубить кухонным топором двух собак во дворе многоквартирного дома в Черкеске, вынесли не менее «строгое» наказание. 37-летнего уроженца КЧР осудили на три года условно с испытательным сроком на шесть месяцев. Он набросился на местных любимиц Тасю и Басю. Одну из собак насмерть зарубил, вторую лишил хвоста и тяжело ранил. Их изувеченные тела дети нашли за гаражами.

Обе дворняжки были ласковыми и добрыми, вакцинированными и стерилизованными, рассказали общественники. О них заботился местный приют «Право на жизнь». Из-за отсутствия мест для передержки четвероногих не смогли забрать с улицы, но продолжали искать для них любящих хозяев.

Жестокое нападение на зверей, привыкших доверять людям, произошло в апреле во дворе многоэтажки. Правоохранителям свой поступок мужчина объяснил защитой. Уверял, что собаки покусали его шарпея и кидались на него. Уголовное дело против агрессивного горожанина возбудили не сразу. По итогам нескольких слушаний ему вынесли приговор, с которым зоозащитники не согласились и намерены его обжаловать.

Почти 3,5 года проведёт 38-летний житель Ессентуков в колонии строгого режима. На одной из улиц курорта он заткнул одеялом выход из конуры и поджёг её. Внутри был уличный пёс. Зверь чудом выжил, но получил сильные ожоги. Что спровоцировало горожанина на жестокость – неизвестно. Реальный срок он получил не только из-за попытки заживо сжечь собаку. Тогда же мужчина пытался совершить кражу с чужой банковской карты. Судили его по двум статьям УК РФ одновременно.

   
   

Преступления без наказания

Наказания за насилие над животными в нашей стране слишком мягкие, считает руководитель приюта «Лучший друг» в Ставрополе Валентина Кот. Живодёры отделываются лишь штрафами и небольшими сроками. В большинстве случаев изуверов найти вообще не удаётся, да и полиция не спешит расследовать такие эпизоды, как, например, отравление собаки. Правоохранителей можно понять – для них люди в приоритете, к тому же, вероятно, ведомству не хватает «свободных» рук.

70% животных, попавших в приют, пережили жестокое обращение, говорит Валентина Кот. Это видно по характеру повреждений. Некоторые кошки и собаки, пережившие травмирующий опыт, могут, как и люди, испытывать стресс и остерегаться «двуногих».

«У нас есть пёс Капри, в нём четыре пули, но он обожает и взрослых, и детей. Всегда рад общению, подаёт лапку и довольно виляет хвостом, – поделилась она. – А иногда животных возвращают в приют, это тоже можно считать жестоким обращением. Одно дело, если питомец пробыл в семье меньше двух недель и ещё не успел привыкнуть к новой обстановке. Другое, если животное возвращают спустя годы. У нас были такие случаи. Одну собаку вернули через восемь лет, другую через десять».

В Карачаево-Черкесии не так давно жертвой изувера стал домашний кот Уголёк. Хозяйка выпустила рыжего любимца во двор утром, а в обед нашла еле живого у дверей квартиры. Некто большим степлером вогнал в питомца 30 металлических скоб: пробил череп, скрепил уши и глаза. Ветеринары спасли Уголька, но ему предстоит долгое восстановление. В приюте «Право на жизнь» сообщили, что его владелица попала в больницу с сердечным приступом. Виновный в издевательствах не найден. По странному стечению обстоятельств в том же дворе в столице республики недавно нашли тело кошки с жуткими травмами. Полиция выясняет, причастен ли к этому человек.

«Её и многих других кошечек и котов мы подкармливали в том дворе, стерилизовали за свой счёт. Эта кошка была абсолютно ручная! Перед каждым проходящим мимо ложилась на спинку, чтоб её погладили. Так её и нашли лежащую в доверчивой позе, с проломленной головой и выдавленными глазами», – написали волонтёры в соцсетях.

Гуманные методы не работают?

Жертвами агрессии со стороны людей часто становятся дружелюбные псы и заласканные коты, которые без страха идут к ним. Впрочем, улицы Ставрополья и республик Северного Кавказа кишат бездомными животными и не все из них отличаются добрым нравом.

Летом бродячий пёс напал на 8-летнего ребёнка в Благодарненском округе, школьник попал в больницу. Несколько месяцев спустя прокуратура обязала местные власти выплатить ему компенсацию. Отлавливать безнадзорных животных – их обязанность. Аналогичная ситуация произошла в Минводах и в Нефтекумском округе. Во всех случаях пострадали дети.

На создание приютов на Ставрополье выделяют десятки миллионов рублей. Открытие очередного пункта для содержания 160 собак и 20 кошек запланировано на 2025 год в Невинномысске. Однако пока ни одна из предпринятых властями мер проблему не решила.

«Единственным действенным способом обезопасить горожан и селян является уничтожение бродячих собак, которые бегают на улицах и становятся потенциальной угрозой, – считает житель Ставрополя Иван Буйнов. – Так называемые гуманные методы, когда собачку поддержали в приюте, а потом выпустили на улицу, не дают результата. Животных на улице меньше не становится, они продолжают нападать. Нам нужно ориентироваться на то, чтобы методы были не гуманными, а действенными. Даже если нам это кажется жестоким».

Ставрополец настаивает, что это необходимый «санитарный метод» не имеющий ничего общего с действиями живодёров. А вот с позицией зоозащитников об ужесточении наказания за жестокость к животным он не согласен и называет вынесенные им приговоры адекватными.

«Нельзя не наказывать человека за общественно опасное деяние, потому как это может стать примером для других людей, это видят дети. В то же время к реальному сроку лишения свободы таких людей приговаривать не стоит, ведь преступник убил животное, а не человека. Если мы будем сажать за убийство собак, тогда мы сделаем первый шаг к тому, чтобы приравнять животных к людям», – аргументировал житель краевой столицы свою неоднозначную позицию.