Муж бил, унижал, пытался зарубить. ООН вступилась за жительницу Чечни

Трагическая история Шемы Тимаговой из Чечни дошла до Комитета ООН по ликвидации дискриминации женщин. Всю замужнюю жизнь она терпела унижения и побои супруга, а после развода он едва не отправил её в могилу.

   
   

Уголовное дело рассматривалось несколько лет и завершилось очень мягким приговором. В Организации объединённых наций признали, что  была нарушена Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин. России рекомендовали компенсировать ущерб, нанесённый пострадавшей.

Появится ребёнок – подобреет?

Красивая и скромная чеченская девушка Шема мечтала о счастливом замужестве. Родственники подобрали ей пару. Она видела парня до свадьбы, но интересоваться характером жениха в Чечне не принято даже сейчас, и уже тем более нельзя было в 1981 году, когда Шема и Э. поженились.

С первых дней жизни под одной крышей её постигло разочарование: муж оказался груб и вспыльчив. Его всё время что-то не устраивало, и молодую жену он часто бил.

«По нашим обычаям, после свадьбы от мужа сразу домой не уходят. Надо проявлять выдержку и терпение. Вот я и осталась», - объясняет она.

Свёкор, по словам невестки, был замечательным человеком. Шему не обижал и заступался за неё, когда сын распускал руки. После смерти старика она осталась совсем беззащитной. Свекровь болела эпилепсией, и когда приступы учащались, ничего не осознавала и не помнила.

Старшие родственники убеждали молодую жену, что когда в семье появится ребёнок, муж подобреет. Шема одного за другим родила троих – дочку и двух сыновей. Но малыши нежности в отце не пробудили. Глава семейства колотил жену, как и прежде.

   
   

Однако развестись с ним Шема по-прежнему не решалась. «Я не хотела бросать детей, ведь у нас принято, что после развода они остаются с отцом, - говорит она. – Он бы не дал им ни хорошего воспитания, ни родительской любви, он безжалостный человек. А дети были такими славными, и мне жалко было их оставить».

Окружающие снова её утешали, мол, сыновья вырастут, приведут в дом снох, Э. постесняется чужих людей и остепенится.

Развелись по шариату, поделили по суду

Девять лет Тимаговы жили в доме отца, а каждую весну на полгода выезжали работать на «шабашки» в другие регионы России – в Свердловскую, Челябинскую, Томскую области. Э. был строителем, Шема  - поваром. За девять лет они поднакопили денег и построили себе добротный дом в Ачхой-Мартане - районном центре Чечни.

Но счастья в этом доме не было, скандалы и побои продолжались. В 2009 году муж зверски избил Шему лопатой. Она потеряла сознание. А придя в себя, поняла, что оставлять изверга безнаказанным больше нельзя. Женщина собралась с духом и подала заявление в полицию. Там завели уголовное дело по статье «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью». Решение мирового судьи было щадящим для мучителя - 15 тысяч рублей штрафа.

Справка
«Все чеченцы разводятся в первую очередь по шариату, а затем уже в загсе, при необходимости, - рассказали в пресс-службе ДУМ Чечни. - По шариату достаточно произнести «Я развожусь с тобой» или другую фразу с тем же значением на любом языке. После этого супруги считаются разведёнными. Штамп в паспорте роли не играет».

После этого супруги развелись по шариату, оставшись мужем и женой по законам России. Делить дом Э. не захотел. Он взял себе новую жену, а Шему выгнал к её матери. Вместе с мамой к бабушке переехали и женатые сыновья. Дочь к тому времени вышла замуж и упорхнула из родительского дома.

Потерять всё нажитое на склоне лет? Оставить сыновей без кола и двора? Смириться с этим Шема не могла. Она подала в суд заявление на раздел имущества, и в октябре 2010 года за ней и её детьми признали право на половину дома.

Затаился и ждал

Сказать, что Э. был в ярости – ничего не сказать. Он рвал и метал, но поделать ничего не мог. Судебные приставы заставили его потесниться и выделить законной супруге положенную площадь. Вместе с нею в дом вернулись сыновья с невестками и двумя внуками.

Приближалась зима 2010 года, на улице похолодало, а хозяин отключил отопление от той части дома, где жила Шема. Ей пришлось снова обращаться к судебным приставам. Главу семейства обязали вернуть тепло.

Встречая первую жену, он каждый раз осыпал её проклятиями. Шема старалась не попадаться ему на глаза и не выходила во двор, когда он был дома. Но 27 декабря 2010 года она ошиблась в расчётах. «В тот день его нигде не было видно, а он, наверное, затаился и ждал момента, когда я выйду, чтобы совершить омовение перед молитвой», - предполагает Шема.

Дверь туалета, куда она зашла, резко распахнулась, и Э. дважды ударил её топором по голове. Она упала, истекая кровью, и потеряла сознание.

Удары топором вызвали перелом затылочных костей с кровоизлиянием в мозг. Фото: Из личного архива/ Шема Тимагова

Э. с окровавленным топором метался по дому, разыскивая сыновей. Невестке Зареме, которая должна была вот-вот родить первенца, ходить во двор он строго запретил. А потом сел в свой Merсedes и уехал к знакомому. Спасли мать от смерти подоспевшие сыновья. Версии самого Э. по ходу следствия не раз менялись. Сначала он утверждал, что приехал домой, вышел во двор и увидел там лежащую в крови Шему. Потом в деле появились свидетели, которые из-за забора якобы слышали, как муж и жена ругались. Э. поменял показания: якобы женщина оскорбила его и довела до состояния аффекта, он не выдержал и ударил её топором.

«Амбулаторно-психиатрическое заключение от 11 февраля 2011 года говорит, что, совершая преступление, муж психическим расстройством не страдал и мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, – рассказала адвокат Шемы Малика Абубакарова, сотрудничающая с некоммерческой правозащитной организацией «Правовая инициатива». – Но после того, как он поменял показания, была проведена вторая экспертиза, которая признала, что он был в состоянии физиологического аффекта. Консультативное заключение петербургского психиатра профессора Романа Войтенко, камня на камне не оставлявшее от выводов об аффекте, суд проигнорировал».

Два удара топором, которые вызвали перелом затылочных костей с кровоизлиянием в мозг и его ушибом, почему-то не квалифицировали как покушение на убийство. Э. осудили по статье 113 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта» и дали всего лишь девять месяцев лишения свободы. С учётом времени, проведённого в СИЗО, освободили прямо в зале суда. Верховный суд Чечни этот приговор оставил в силе.

Шему едва спасли. Она перенесла операцию в Чечне, долго лечилась в Петербурге. Теперь она инвалид второй группы. В дом, где хозяйничает тиран, она больше не вернулась. Брак расторгла официально. Её сыновья с семьями тоже съехали от отца, не желая больше знать его. Они вместе с матерью снимают квартиру в Грозном.

Против дискриминации

«Правовая инициатива» помогла Шеме обратиться в Комитет ООН по ликвидации дискриминации женщин. Дело рассматривалось несколько лет. Весной этого года комитет признал, что Россия нарушила Конвенцию ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин, не восстановив права жертвы домашнего насилия и дискриминации по признаку пола. Властям нашей страны рекомендовано компенсировать нанесённый Шеме Тимаговой ущерб. Отчитаться о принятых мерах правительство должно в октябре.

«Мы не можем говорить, что в Чечне суд повел себя как-то исключительно при вынесении такого приговора мужчине. Подобные заявления нам пишут и из других регионов России, - говорит представитель «Правовой инициативы» Ксения Бабич. - Это системная проблема, и её надо устранять повсеместно».

Шема советует женщинам, которые увидели в муже агрессора, бежать, не оглядываясь ни на секунду.

«Мы в Чечне не можем узнать нрав жениха до свадьбы. Это губит наших женщин. Но я не хочу, чтобы мои ошибки повторяли. Злой человек никогда не изменится, спасти от насилия может только развод», - уверена она.