Без коллег и контроля. Приживётся ли «удалёнка» на Кавказе?

Многим на удалёнке удаётся совмещать работу с домашними делами © / Виктория Ветер / АиФ

По данным Минтруда РФ, на «удалёнке» сейчас работают почти 5 млн россиян. Предполагается, что половина из них продолжит дистанционно трудиться и дальше. Приживётся ли такой формат работы в СКФО, выяснял «АиФ-СК».

   
   

Между ноутбуком и плитой

Светлана - журналист, на удалёнку перешла в конце марта. Жалуется, что в маленькой квартире с двумя детьми не получается думать о работе и эффективно выполнять свои обязанности. С нетерпением ждёт возвращения в офис.

«Дома работа отходит на второй план. Нужно заниматься детьми, готовить еду и убирать дом. Интернет работает гораздо хуже, чем в офисе. Да и в целом домашняя обстановка расслабляет. На рабочем месте чувствую себя более собранной, не хватает и коллег», - признаётся Светлана.

Но большинство дистанционщиков новый опыт оценивают положительно. Сотрудница банка Виктория пробыла на удалённой работе три недели. Всю нужную технику выдали с собой. График был свободным, но каждое утро начиналось с планёрки. Говорит, что с удовольствием и дальше трудилась бы в таком режиме.

«Работу успешно совмещала с домашними делами. У меня двое самостоятельных детей, они мне никогда не мешают. Я была счастлива проводить с ними столько времени. Прежде это было для меня непозволительной роскошью», - утверждает Виктория.

Среди работодателей тоже много тех, кому эта вынужденная мера понравилась. По словам доктора социологических наук Дмитрия Лушникова, данные исследований в апреле-мае свидетельствуют о том, что более 60% руководителей удовлетворены работой своих сотрудников в дистанционном формате.

Оказались не готовы

Эксперт по развитию бизнес-сообществ Индира Гузеева утверждает, что переход на удалёнку коснулся в основном госслужащих и офисных работников крупных организаций. Например, электросетевые компании отпустили домой 30-40% сотрудников офисов.

   
   

«Каждого работника надо было обеспечить техникой для работы на дому и каналами защищённой связи для электронного документооборота. Госслужащих оставляли в кабинетах по одному-два, чтобы избежать большого скопления людей, отказались от приёма посетителей», - рассказала Гузеева.

Предприниматель Алексей Кулешов внедрял «удалёнку» в своей строительной фирме ещё до пандемии. Долгое время дистанционно работали программисты, инженеры, проектировщики и бухгалтеры - около 40% всех сотрудников.

«Все спокойно работают дома, успешно выполняют свои задачи, а при наличии свободного времени можно заниматься подработкой, что не запрещено», - делится Кулешов.

Руководителю рекламно-производственной компании Эльвире Тихоновой переводить на «удалёнку» пришлось сразу всех сотрудников.

«Мне удалось сэкономить на аренде офиса, но приходилось доплачивать работникам за расходы на электричество», - подытожила Эльвира.

Вместе с тем эксперты считают, что большинству компаний в округе эффективно использовать новые возможности так и не удалось, они оказались не готовы к работе на «удалёнке».

«Не были выстроены процессы взаимодействия между сотрудниками, что серьёзно отразилось на эффективности, - утверждает эксперт по вопросам повышения эффективности производства Андрей Гуринов. - К тому же не все сотрудники способны работать с нужной отдачей при отсутствии непосредственного контроля со стороны начальства. Полагаю, что после окончания пандемии «удалёнку» в регионах СКФО сохранит не более 2-3% компаний».


Комментарий

Психолог Александра Растопчина:

«Выход с «удалёнки» станет болезненным для некоторых сотрудников. Придётся раньше вставать на работу и лично общаться в офисе с коллегами и руководством. Отдельные работники могут почувствовать, будто вышли из отпуска, в котором не отдыхали, испытать тревогу и общую панику из-за смены привычного уклада».