Станут не хуже заграничных? Эксперты оценили новый план развития Кавминвод

Спеациалисты следят, чтобы ни предприятия в зоне горно-санитарной охраны, ни состояние минералопроводов не влияли на качество лечебной воды © / Марина Тимченко / АиФ

Правительство России утвердило перечень мер, которые должны спасти природу курортного региона и модернизировать его инфраструктуру. Как этот документ отразится на судьбе всероссийской здравницы, «АиФ-СК» расспросил у тех, кто его давно ждал.

   
   

Больше денег, меньше препон

Перечень мероприятий по развитию городов-курортов Кавминвод, утверждённый правительством России, предполагает финансирование в объёме 50 млрд рублей. Он включает два десятка инфраструктурных проектов, от благоустройства до замены минералопроводов. И хотя в крае и так неплохо реализуются госпрограммы и нацпроекты по модернизации, руководитель объединения профсоюзных здравниц на КМВ Николай Мурашко считает новый план мероприятий очень важным для региона.

«Включённые в правительственный перечень проекты требуют значительно больших финансовых затрат. Например, планируется решить проблемы водоснабжения и водоотведения, создать новые парковые, курортные зоны, построить канатную дорогу. Вопрос с коммунальными системами давно стоит остро, они износились, «устали» и требуют комплексного подхода, учитывающего все города Кавминвод, - пояснил он. - Реализация программы позволит привлечь новых туристов. Мы хотим увеличить турпоток как минимум вдвое. Особенно актуальна сейчас реабилитация после ковида, и наши санатории её предоставляют, но было бы хорошо построить и новые лечебницы. Однако даже при самой качественной медицине и самых современных условиях цель останется недостижимой, если города будут безлики и некомфортны. Людям нужны удобная инфраструктура, запоминающиеся зоны отдыха, интересные места, где они смогут провести свободное время. Развитые города становятся площадками для значимых культурных событий. Наши гости хотят не только поправить здоровье, но и получить новые положительные эмоции.

Программа быстро реализуемая - в течение пяти лет. И если сейчас мы достойно конкурируем с другими российскими курортами, то уверен, что в скором будущем сможем на равных бороться за туристов с зарубежными».

Замена изношенных минералопроводов будет проводиться не за государственный счёт, но этот пункт перечня упростит задачу недропользователям.

«Пункт о модернизации минералопроводов появился по нашей инициативе. Замена труб в условиях плотной застройки в городах-курортах требует согласования с собственниками, администрациями городов, краевой властью, ведь на пути минералопроводов расположены заказники, памятники природы. Надеемся, что включение в план упростит согласование и ускорит работу, - сказал исполнительный директор «Кавминкурортресурсы» Евгений Левицкий. - В перечне мероприятий этот пункт сформулирован как «обеспечение принятия корпоративных решений по модернизации», то есть всё будет финансироваться за счёт средств «Кавминкурортресурсов» или санаториев.

Общая протяжённость сети, которую обслуживает компания, - 62 километра. Это около 90% всех минералопроводов в курортном регионе. Срок эксплуатации труб не должен превышать два десятка лет. У нас же есть и более старые минералопроводы. Хотя на качество воды это не влияет. Наша лаборатория каждый день отбирает пробы, проводит химический анализ, и мы можем гарантировать, что до потребителей доходит качественная минералка.

   
   

Работу по модернизации мы начали ещё в прошлом году. Заменили трубы с высокой степенью износа в Кисловодске.

К 2022 году собираемся начать модернизацию по всем городам КМВ, а к 2025 году заменить 100% минералопроводов. Задача не просто обновить трубы, но и расширить сеть.

Раньше минералопроводы прокладывались преимущественно из нержавеющей стали, а теперь мы ждём проектных решений, по которым одни участки будут из нержавейки, другие - из пищевого пластика. Он уже используется в нашей сети в Кисловодске и Ессентуках и очень хорошо себя зарекомендовал. На нём не появляется никаких отложений, он меньше подвержен агрессивному воздействию минеральной воды».

К учёным, наконец, прислушаются

Но начинается перечень не с развития инфраструктуры, а с определения охранных зон и мер по защите бальнеологических ресурсов, которые, собственно говоря, и стали основой курорта.

«Аналогичный документ принимался в СССР и назывался «О неотложных мерах по оздоровлению экологии Кавказских Минеральных Вод». Там тоже говорилось о развитии городов, транспортной доступности, - напомнил член координационного совета народного движения «За Кавминводы» Георгий Легкобитов. - Но главное не это. Один из первых пунктов в перечне - актуализация границ Кавминвод, к которой должен быть причастен не только Ставропольский край, но и Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Это хорошо, потому что раньше я видел документ о создании агломерации из городов-курортов, который отрезал эти республики. Нам, общественности, видимо, удалось донести до чиновников, что Кавказские Минеральные Воды - единый регион, включающий обширную территорию трёх субъектов.

Следующий пункт - «Предоставить проект округов горно-санитарной охраны на утверждение» - основополагающий. Он рушит планы тех, кто мечтал перекроить границы зон горно-санитарной охраны по своему усмотрению. Проект округов - это сложнейший научный труд. Учёные опишут, какие минеральные воды залегают в той или иной зоне, на какой глубине, как меняется их химический состав. Учёные определят, какие объекты загрязняют воды и подлежат сносу.

Скорее всего, площадь округов горно-санитарной охраны расширится. Так уже было. Зоны, определённые в 1947 году, были меньше, чем утверждённые в 1984 году, по которым регион живёт и сейчас. Тогда же, при советской власти, был определён список сооружений, подлежащих выводу за пределы курортов. Это были и предприятия, и жилые дома. Тысячи людей предполагалось переселить, а Кавминводы сделать заповедником. Запрещалось расширение действующих санаториев, увеличение коечных мест.

Но Советский Союз развалился, этот план не был реализован, а местные власти начали распродавать землю, игнорируя границы охранных зон.

Что касается упомянутых в перечне мероприятий по строительству инфраструктуры в зонах горно-санитарной охраны, то чиновникам не стоит обольщаться. Сейчас они не имеют права там строить по действующим постановлениям правительства, а после того, как учёные представят новый проект, эти планы рухнут, в том числе по строительству туристического комплекса у горы Развалка. А то, что уже построено, придётся сносить. Например, Капельную балку, где возведены многоквартирные дома, трогать не имели права.

Жалко, конечно, инвесторов, которые начнут вкладываться в новые проекты, а потом окажется, что эти объекты не должны там находиться. Такая же ситуация с сельскохозяйственными полями вокруг Кавминвод. Скорее всего, после лабораторного анализа почв и вод там запретят хозяйственную деятельность».

Отдельным пунктом в перечне указана программа по восстановлению минерализации озера Тамбукан на границе Ставрополья и Кабардино-Балкарии. Оно славится своими лечебными грязями, но из-за опреснения воды они теряют свои свойства.

«Проблема озера Тамбукан, известного своими лечебными грязями, возникла ещё в конце 70-х годов. Оно начало опресняться. Это произошло из-за изменения климата: выпадает больше дождей и снега, но меньше влаги испаряется с поверхности, - объясняет гидрогеолог Александр Щербаков. - В 1995 году, когда я работал в администрации Кавминвод, был составлен проект по отведению пресных вод со стороны Тамбуканской котловины, но до реализации дело не дошло, так как руководителя администрации поменяли.

В 2008 году я выпустил книгу «Сокровища озера Большой Тамбукан», где рассказал, что нужно делать, чтобы восстановить концентрацию солей до уровня 1970-х годов. Нужно просто перехватывать пресные воды и сбрасывать их ниже озера. Тогда рапа (раствор солей) постепенно вернётся к прежним показателям и лечебная грязь тоже восстановится до нужных показателей.

Некоторые предлагают вырубить лес в округе, по периметру вырыть рвы. Всё это очень затратные варианты. Моё предложение по отведению вод дешевле. Я озвучивал его и в правительстве, и в краевой думе».