В системе пробивается? На Ставрополье авто оформляли с «левыми» полисами

Светлана Болотникова / АиФ

Более 80 сотрудников ГИБДД Ставропольского края подозревают в незаконной регистрации около 600 автомобилей. Предполагается, что они ставили на учёт машины с одинаковыми полисами ОСАГО. Кроме того, госавтоинспекторы продавали «красивые» номера. Как могли работать такие схемы, и что ждёт незаконно оформленные автомобили, разбирался «АиФ-СК».

   
   

Полис один – машины разные?

Сотрудники собственной безопасности МВД около месяца проверяют регистрационно-экзаменационные отделы краевой Госавтоинспекции в Ставрополе, Ессентуках, Будённовске, Пятигорске, Михайловске, Невинномысске, Георгиевске, Советском горокруге, сообщает телеграм-канал Вaza. По его информации, работники разных отделов с 2020 года регулярно получали одинаковые полисы ОСАГО, но не учитывали этот факт при оформлении документов на машины.

Предполагается, что по «неправильным» полисам могли зарегистрировать свыше 600 авто, под подозрением более 80 сотрудников полиции.

Одновременно в телеграм-каналах появилась информация о том, что инспектор ГИБДД из Невинномысска по запросу делал красивые номера на авто.  Он регистрировал их на так называемый автомобиль-донор -  старую «семёрку», переоформлял их на 29-летнего сына Александра и продавал через соцсети, сообщает телеграм-канал Shot. По этой схеме провели как минимум 12 сделок.

В пресс-службе ГУ МВД по Ставропольскому краю подтвердили, что в ведомстве  проводятся служебные проверки. Если вина полицейских подтвердится, их уволят, за свои поступки они будут отвечать по закону.

«По предварительным данным, сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД ГУ МВД России по краю при регистрации транспортных средств использовали идентичные номера страховых полисов для различных автомобилей. Также выявлены  факты получения вознаграждения за выдачу государственных регистрационных знаков с опредёленными буквенно-цифровыми комбинациями», - говорится в сообщении.

Для продажи хватит

Между тем, местных автовладельцев происходящее не удивило.

   
   

«Страховка сильно подорожала, для грузовиков цена вопроса может доходить до 30 тысяч, на легковушки в среднем 7-12 тысяч. Я за свою почти 9 тыс. рублей отдал, притом, что я -аккуратный водитель, в ДТП не попадал. Хотя несложно найти людей, которые оформят полис примерно за 1 тыс. рублей. Он будет «пробиваться» в системе - для регистрации машины или прохождения техосмотра вполне достаточно. А вот если авто попадёт в ДТП, то там уже страховщики начнут копать глубже и, скорее всего, выяснят - полис  неправильный. Ущерб, конечно, тогда не возместят», - делится автовладелец Максим из Ставрополя.

По его словам, немало водителей жалуется на сложности с оформлением ОСАГО - якобы страховые компании часто отказывают без объяснения причин, особенно, когда речь идёт о грузовиках и мотоциклах. Впрочем, легковые машины тоже могут оказаться не в фаворе. И тогда людям проще купить «временный» полис, чем воевать с системой, ждать, писать заявления.

«У знакомого работа связана с постоянными поездками, недавно он приобрёл подержанный автомобиль с приличным пробегом, вроде машина и в аварии побывала, хотя сейчас вполне исправная. Хотел оформить ОСАГО - отказали. Предложили написать заявление и ждать ответ 10 дней. Он подумал, что ещё неизвестно каким он будет. Решил, что лучше «левый» полис, чем никакой - работа не ждёт», - рассказал Максим.

Проверять не обязаны?

По мнению юристов, нельзя уверенно утверждать, что автоинспекторы виноваты.

«Сотрудник полиции, если документы не вызывают сомнений, не обязан проверять их подлинность. Например, не редкость, когда продавец машины не приходит на регистрацию автомобиля на нового собственника. Покупатель приносит договор купли-продажи, страховой полис, техпаспорт. Автоинспектор же не будет проводить почерковедческую экспертизу, чтобы понять, настоящая подпись на договоре или нет, - комментирует адвокат Владимир Ромащенко. – Когда полис ОСАГО «пробивается» в общедоступной базе Российского союза автостраховщиков, то и его подлинность сомнений не вызовет. Да, я слышал, что якобы есть возможность купить «левые» полисы, которые исчезают из системы через пару дней. Но в момент регистрации-то они были».

По словам юриста, доказать, что автовладелец заранее запланировал незаконные действия сложно. Вопросы, скорее, возникнут к страховым брокерам, которые выдали сомнительный документ. Если, конечно, удастся установить их личности.

«При регистрации автомобиля неладное можно заподозрить, когда, например, один человек ставит несколько машин на учёт по одному и тому же номеру полиса. Однако при достаточной доказательной базе, если авто оформили по сфальсифицированному документу, есть вероятность, что регистрацию транспортного средства аннулируют», - прокомментировал автоюрист Руслан Михайлов.