«Не забуду, как первого фрица убил и потерял первого товарища» – ветеран ВОВ

 День Победы он встретил недалеко от чешского городка Пардубице – знаменитые места, Богемия. Хотел бы побывать там вновь ветеран Великой Отечественной Анатолий Гаврилович Горобец? Пройти фронтовыми дорогами, вспомнить однополчан… «Я и не забывал их. Все со мной».

   
   

Толя выжил, Клава дождалась

 

Анатолий Гаврилович. Фото: Елена Евдокимова

 

Родился Толя Горобец на Украине, а занесло большую семью в Северную Осетию. На фронт ушли все четверо братьев, в 1946-м  в отчий дом вернулся один Толя…

Воронежское училище связи эвакуировали в Узбекистан – обучить и скорее  на фронт. Самаркандский досрочный выпуск, 28 декабря 1941-го, молодые лейтенанты рвутся бить врага. Горобец направлен в Новосибирск, принял взвод в батальоне связи. «В начале лета  отправили нас под Тамбов, жили в землянках, первое задание получили – взять вражеский десант, но сведения оказались ложными, высадки не было», - рассказывает чётко, по-военному. Боевое крещение – на станции Давыдовка под Воронежем. Три дня шли с бойцами к месту боя, голодные, лейтенанту Горобцу нет ещё 20, отвечать нужно за всех своих солдат. Не забудет, как первого фрица убил и как потерял первого товарища. С однополчанином Колей перед боем присели покурить и обещали друг другу – оставшийся в живых похоронит погибшего.  Николая Горобец похоронил в той воронке, где осколок снаряда прошил грудь товарища.  «Я взял его документы и фото девушки, потом письмо ей написал – как погиб Николай. А после войны искал её и его родных, но так и не нашёл», - в стопке военных снимков и фотокарточка девушки, получила ли она ту горькую весть с фронта или всё продолжала ждать? 

Свою единственную – Клаву Кузнецову - Толя Горобец встретил в госпитале под Воронежем, куда попал в 1942-м. Переписка через всю войну, Толя выжил, Клава дождалась. Это будет уже после Победы, а тогда впереди были долгие дни войны, ожесточённые бои и Клавины письма...

210 дней обороняли Воронеж, после того тяжёлого ранения  Горобец  носит в себе 2 осколка, один – 12-миллиметровый.  Толя начинал воевать в пехоте и после госпиталя хотел вернуться  в свою стрелковую дивизию, а попал в артиллерию.  

   
   

Про прямую наводку он знает всё: артиллерийская связь – обнаружить  противника, передать координаты, чтоб орудия били без промаха. Забраться куда повыше, где видимость лучше, и давать сигнал. И тянуть, тянуть провода, а их всё рвёт и рвёт снарядами да гранатами, а нашим нужна наводка. Курская дуга. Артиллерийский огонь часами, воздух, казалось, грохочет. Враг повсюду - орудия поворачивали из стороны в сторону.

Он выжил в Курской битве, за мужество и героизм награждён орденом Красной Звезды. 

Гроза карманников

Ему за 90, а чуб, пусть и не такой густой, держит характер. Твёрдый. Толя Горобец освобождал родную Украину, гнал фашиста из Польши и Чехословакии. Демобилизовался капитаном, четыре ранения, контузии, награды. Совсем скоро снова надел погоны – милицейская служба. Нести её направили в Минеральные Воды. Узловая станция, конец сороковых, страна оправляется после военной беды, милиция – на страже порядка.

- Служил Анатолий Гаврилович в дежурной части, но на месте не сидел, сам шёл на вызовы, задерживал вокзальных карманников, разбирался в конфликтах. Сколько благодарностей ему люди писали! – рассказывает председатель совета ветеранов Минераловодского линейного управления МВД России на транспорте Николай Миронов.

Почти 30 лет на службе, двое детей, 4 внуков и 3 правнуков. Большой путь за плечами. Сердце пошаливает, давление скачет, но характер, закалённый на фронтовых дорогах, расклеиться не даёт. После 9 мая  уговаривают в больнице здоровье поправить. Подлечится Анатолий Гаврилович и, кто знает, может, съездит в Богемию, где закончил свою войну?

Смотрите также: