Политолог Яна Амелина: «Русскому человеку на Кавказе всё сложнее…»

 

   
   
Яна Амелина

 

В последний месяц Северный Кавказ вновь стал точкой преломления – проблемы, характерные для всей страны, здесь более выпуклы, болезненны, даже гипертрофированны. И регион нередко  первым принимает те «удары», что позже проецируются на всю Россию. Опасные тенденции в эксклюзивном интервью «АиФ-СК» прокомментировала известный политолог Яна Амелина. Вопросы «АиФ-СК»  начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований назвала сложными. Но ответила на все, обозначив и главные проблемы СКФО, и острые углы – такие, как отсутствие поддержки традиционного ислама и тему выхода Ставрополья из СКФО.

Досье:
Яна Александровна Амелина родилась в Москве. Работала в разных регионах страны, в том числе в зонах вооружённых конфликтов. Известный политолог, эксперт-аналитик. Сфера интересов - кавказский регион, радикальный ислам, политическая психология. С 2011 года возглавляет сектор кавказских исследований РИСИ.

- Яна Александровна, начнём с одной из обсуждаемых сегодня тем. Что стоит за резким решением - отставкой Билалова, руководившего олимпийской стройкой и «Курортами Северного Кавказа»?

- Поскольку была задержка по возведению олимпийских объектов, многочисленные нарушения, ничего удивительного в том, что это произошло, нет.  Что может стоять за этим решением главы государства? Реализация антикоррупционной программы. Это же очевидные  вещи.

Экономика, политика, религия

- Как коротко можно обозначить проблемы каждого из субъектов округа? Есть ли какой-то положительный эффект от его создания? 

- Дело  в том, что округ создавался, в первую очередь, для упрощения административного управления, другой задачи не ставилось. Округ в целом не блещет экономическими достижениями, а главное – наличием стратегии развития. Если не считать таковой идею туристического кластера, очень уязвимую и очень капиталоемкую. В этом, наверное, и главная её привлекательность.

   
   

 Основные проблемы всех субъектов, входящих в СКФО – социально-экономическая деградация (особняком стоит Чечня, но и там свои сложности), архаизация (особенно заметная на примере Дагестана), усиление радикального исламизма (для исламистов важно замкнуть единый исламистский фронт через РСО-А). Перед Осетией - еще и проблема разделенного осетинского народа, и вопросы взаимоотношений с соседями. В преддверие Олимпиады в Сочи раскручивается т.н. «черкесский» вопрос, правда, его практически погубили сами радикальные черкесские лидеры. Их представление о реальной ситуации не соответствует действительности,  провозглашённые политические лозунги чересчур радикальны – это первая причина. Вторая – стремление быть ближе Грузии. И это сделало их позицию неактуальной и невостребованной. Большой интерес к округу испытывают наши западные «друзья», и это не случайно. СКФО - болевая точка России, именно сюда нужно бить, строя планы развала нашей страны.

- Политическая ситуация в округе – кланы по-прежнему верховодят. Есть ли способы справиться с устоями? Коррупционный формат всё набирает силу. Люди возмущены положением дел, надежды, возлагаемые на полпреда, как столп справедливости и законности, не оправдались. Часть общества разочарована, другая просто покидает округ…

- Так или иначе, но мы все живем не в раю. Кланы и коррупция знакомы всем субъектам, не исключая Москву, другое дело, в каких видах и формах. К сожалению, коррупционные механизмы, которые в столице «включаются», условно говоря, на среднем и высшем уровнях бизнесменов и чиновников, на Кавказе касаются обычного рядового гражданина. Многим стоит просто начать с себя. Коррупция к нам не с Марса прилетела. Если хотя бы просто не давать и не брать взятки, ситуация уже улучшится, и не придется разочаровываться и уезжать. А то иной раз послушаешь людей – во всем виновата федеральная власть, свои же дома невероятных размеров они построили на одну зарплату.       

 Можно констатировать, что основные проблемы, для решения которых создавался СКФО, не решены и особых перспектив в их разрешении не наблюдается. Социально-экономическая сфера, пораженная клановостью и коррупцией, гниёт по всем направлениям. Везде, хотя и с разной степенью интенсивности, наблюдается архаизация (а не постепенная модернизация) общества. Отсутствие государственной идеологии, обессмысливающее всю Россию, особенно катастрофично на Кавказе. Исламский радикализм не только не побежден, но постепенно набирает обороты. Это не вина полпреда, хотя специфика Красноярского края, безусловно, существенно отличается от ставропольской или дагестанской. Просто без жестких силовых мер тут никто не справится. А таких полномочий у полпредства нет.

- Межконфессиональная тема – не так давно в Пятигорске была опечатана мечеть. Да, она строилась без разрешительных документов, о чём городским властям было прекрасно известно. Но в столице округа немало незаконных масштабных коммерческих строек и исками по их поводу суды не завалены.  Радикальный ислам наступает, а традиционному ставят палки в колёса. С какой целью? Увеличить число радикалистов?  Если запрещать, то на стадии фундамента, быть последовательными и взвешивать ситуацию, не провоцировать беду… Ваша точка зрения – безответственность или преступление?

- Согласна, что законные стройки должны продолжаться, а незаконные постройки – сноситься. К сожалению, при строительстве мечети не были соблюдены определенные законом формальности. Однако непоследовательность властей действительно вызывает вопросы, и вполне оправданные. Будем считать это безответственностью, которая, однако, недопустима в столь непростом регионе.

Что касается традиционного ислама, то только он при всемерной поддержке государства может и должен стать альтернативой радикализму. Реальной поддержки фактически нет, и это огромная проблема. Если она не будет решена, религиозная карта СКФО может измениться до неузнаваемости в ближайшие годы.

- А в целом  каков  прогноз развития ситуации на Северном Кавказе?

- Конфессиональный фактор здесь далеко не на последнем месте. Делать же прогнозы развитию ситуации на Северном Кавказе сложно, она зависит от огромного числа факторов, в том числе   – от деятельности внешних сил. Учитывая приближение Олимпиады-2014 в Сочи можно ожидать попыток дестабилизации.

Кавказ «достало» больше

- Часто и густо говорят о специфике Северного Кавказа. Но проблемы, по большому счёту, точно такие же, как по всей стране: тарифы ЖКХ, полицейский беспредел, чиновники-мздоимцы. Но отношение к последним – очень лояльное, даже если их ловят, наказание - смехотворное. Специфика?

- Полностью согласна, что проблемы везде одни и те же, разница только в конкретных проявлениях. И воров нужно наказывать в соответствии с УК, в том числе и высокопоставленных (может быть, таких – даже жёстче). Конечно, условные сроки и подписки о невыезде для разворовавших миллионы всех раздражают. Не случайно памятники Сталину появляются не только в Осетии. Люди хотят не репрессий, а элементарного порядка. На Кавказе, наверное, говорят об этом чуть чаще, чем в целом по стране, потому что «достало»  больше.

 - Так кто и для чего раскачивает Кавказ? Постоянно говорят о неких силах, но кто они, эти силы? Люди всё чаще высказываются на тему причастности государства – мол, пытаются внести раздрай на межнациональной почве, так проще – разделяй и властвуй. А проблемы-то у людей одни, одинаковые – объединяющие.

- Помимо внешнего фактора, у проблемы, безусловно, есть и внутренние «двигатели». В Москве собирают митинги под лозунгами отделения Кавказа от России (идеологи кампании «Хватит кормить Кавказ!» на деле имеют в виду именно это), на Кавказе вбрасывают столь же абсурдные и вредные идеи о каком-то вековом противостоянии региона и Центральной России. Кто все это делает? Враги государства – внутренние и внешние.

Кому под силу штопать государственную ткань?

- Периодически на Ставрополье выбрасывается лозунг о выводе края из состава СКФО. Кем и зачем? Каждый год в крае наблюдаются волнения: голодовка в Лермонтове за  местные выборы, акции протеста в Невинномысске, где убийство русского парня стало для разного рода сил поводом поднять свои рейтинги. Может введение административной единицы «округ» было ошибкой и стоит от этого терделения отказаться?

- На мой взгляд, нет ничего страшного в делении страны на округа. Особого толка, впрочем, тоже не наблюдается. Округа – некоторая условность. Не скажешь же, что условия жизни в СКФО, ЮФО или Приволжском федеральном округе отличаются именно из-за того, что те или иные субъекты федерации принадлежат к разным округам. Постоянное муссирование этой темы - в первую очередь, политтехнологии. Когда было объявлено о создании округов, в одном из изданий вышла статья, автор которой пугал, что, мол, по их границам развалится страна и произойдет это чуть ли не в течение года. Никаких оснований  для таких прогнозов не было и нет, однако тема наделала шума.

Что получит Ставропольский край от того, что выйдет или будет выведен из СКФО? Может, волшебным образом улучшатся социально-экономические условия, решатся проблемы распространения радикального ислама или этнонационализма? Ясно, что этого не произойдет, зачем же огород городить? Возникает ощущение, что тема выхода края из округа раскручивается только для того, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем. Пусть люди обсуждают  медиа-химеры, и все будет хорошо. Другого смысла в этой затее не видно.

- Сенатор Александр Торшин в декабре выступил с инициативой о переселении русских сирот с Дальнего Востока и Крайнего Севера на Северный Кавказ. Дальний Восток и без того под угрозой полного заселения соседями, а проблему возвращения русских на Кавказ таким путём вряд ли можно решить. А каким можно? Про повышение уровня жизни слышали, но он не повышается. И надо ли возвращать? Отток бы приостановить…

- Думаю, что проблема возвращения русских на Кавказ (а это именно проблема) может быть решена только после того, как тема «ухода России с Кавказа» или «Кавказа из России» будет окончательно и навсегда убрана из повестки дня. Когда наша страна в наших собственных глазах, в глазах ее граждан, станет единой и неделимой, что в правовом, что в идеологическом плане. Кавказ – райский уголок, только жить там русскому человеку становится все сложнее, а то и опаснее, потому что распадается единая государственная ткань. И приостановить отток русского населения можно только идеологическими мерами. Из родного, обустроенного и безопасного угла никто никуда не побежит. Без идеологии тут ничего не сделаешь.

Смотрите также: