Как развивается в Ставропольском крае электронное правительство?

В последнее время мно­гие предпочитают оформ­лять различные документы посредством систем элек­тронного правительства, подавая заявки органам власти через специалис­тов многофункциональных центров или самостоятель­но через интернет-порталы госуслуг.

   
   

Но судя по тому, что оче­редей к кабинетам чиновни­ков пока не стало меньше, можно сказать, что развитие технологий интерактивного общения граждан с властью ещё в начале пути. Но воп­рос внедрения этих новаций входит в план приоритетных задач губернатора Ставро­полья Валерия Зеренкова. Работа активизировалась и краевому правительству уже есть чем гордиться на этом важном первом этапе.

Что сделано и что предстоит?

Уже два года, как вступил в действие Федеральный за­кон 210-ФЗ «Об организации предоставления государс­твенных и муниципальных услуг», предполагающий раз­витие системы предоставле­ния этих услуг в электронном виде. Тогда же была принята краевая целевая программа «Развитие информационного общества в Ставропольском крае на 2011-2014 гг, и по срокам реализации она под­ходит к своему «экватору».

За это время была подго­товлена нормативная база и началась реализация конкрет­ных направлений программы. В крае создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ). Сформированы перечни государственных и муниципальных услуг, пре­доставляемых с использова­нием этой системы. Введён в промышленную эксплуа­тацию региональный портал госуслуг. 

Самые популярные госуслуги:

  Штрафы ГИБДД и регистрация авто.

Оформление доку­ментов на имущество.

Оформление загран­паспорта.

Подача налоговой де­кларации.

Состояние пенсион­ного счёта.

Информации по ис­полнительным производс­твам в отношении физи­ческого и юридического лица.

– Мы продолжаем перевод услуг в электронный вид, – рассказывает начальник отде­ла развития информационных систем и организации предо­ставления государственных услуг краевого комитета по информационным технологиям и связи Станислав ЧИПИГА. – В соответствии с распоря­жением федерального прави­тельства мы до конца этого года должны 100% услуг пе­ревести в электронный вид. У нас должно быть переведено в электронный вид 217 госу­дарственных и муниципаль­ных услуг. Часть из этих ус­луг передана на исполнение муниципалитетам.

   
   

По итогам анализа пре­доставляемых органами ис­полнительной власти края и органами местного само­управления муниципальных образований госуслуг в крае необходима разработка 27 региональных электронных сервисов и 29 типовых му­ниципальных электронных сервисов, включая сервисы поселений.

Для тех, кто не может сам

Большинство работоспо­собного населения сегод­ня не испытывает проблем общения с компьютерной техникой и имеет доступ в интернет дома или на рабо­те. А вот как быть пожилым, инвалидам, да и вообще тем людям, которые просто не умеют пользоваться ком­пьютером? Специально для них создаются большие мно­гофункциональные центры по предоставлению госуслуг (в крае таких пока два – в Ставрополе и Кисловодске), а при администрациях горо­дов и районов – клиентские службы.

С 2007 года в крае создано 7 клиентских служб, предо­ставляющих государственные и муниципальные услуги в сфере соцзащиты населения по принципу «одного окна»: в Александровском, Совет­ском, Степновском, Крас­ногвардейском, Курском районах, в городах Невин­номысск и Изобильный. В каждой из клиентских служб предоставляется от 17 до 60 государственных и муници­пальных услуг, одновременно действуют от 3 до 7 окон об­служивания заявителей.

В Ставрополе осенью 2011 года открыт многофункцио­нальный центр, который рабо­тает по сетевому принципу. В нём два центра доступа, имею­щие 42 окна приёма граждан, единую базу данных и единый сервер, что позволяет предо­ставлять более 60 социально значимых услуг различного уровня (субъектового, муни­ципального) услуг без при­вязки к месту жительства за­явителя. Это удобно и для тех, кто работает далеко от дома и может воспользоваться услу­гами многофункционального центра по месту работы.

В январе 2012 года мно­гофункциональный центр открылся и в Кисловодске, который работает с исполь­зованием прикладного про­граммного обеспечения «Ин­формационно-программная система многофунк-циональ­ных центров предоставления государственных и муници­пальных услуг», что позволяет предоставлять более 70 соци­ально значимых различного уровня (субъектового, муни­ципального) услуг.

Место СКФО

Недавно в Министерстве связи и массовых коммуни­каций РФ проанализиро­вали состояние внедрения электронного правительства в субъектах федерации и со­ставили рейтинг регионов. Лидером стала Новосибир­ская область. Аутсайдеры – Чукотка и Адыгея, где не начал реализовываться ещё ни один пункт программы. Субъекты СКФО занимают совершенно разные пози­ции, и самое высокое мес­то – 26-е – у Ингушетии. Кабардино-Балкария – на 33-м, Северная Осетия на 34-м. Ставрополье и Чечня вместе с Татарстаном делят 37–39 позиции. Дагестан – на 66-й строчке. Карачаево-Черкесия – на 79-80 местах с Московской областью.

Казалось бы, почему тех­нически продвинутый Татар­стан, бывший в деле внедре­ния ЭП пилотным регионом, «скатился» в середину, а богатое и густонаселённое Подмосковье вообще в кон­це списка? Много факторов, влияющих на развитие тех или иных направлений про­граммы: что-то получается быстрее и лучше, а что-то наоборот. Да и факторы про­двинутости и богатства реги­она не всегда играют нужную роль.

«Нам доводятся лимиты финансирования на каждый год, но это не соответствует тем потребностям, которые необходимы для реализации всего комплекса меропри­ятий», – сетует Станислав Чипига. То есть, Ставропо­лью, как и многим другим, банально не хватает денег ни из федерального, ни из регионального бюджета, за­частую приходится действо­вать на полном энтузиазме.

 

Смотрите также: