В последнее время многие предпочитают оформлять различные документы посредством систем электронного правительства, подавая заявки органам власти через специалистов многофункциональных центров или самостоятельно через интернет-порталы госуслуг.
Но судя по тому, что очередей к кабинетам чиновников пока не стало меньше, можно сказать, что развитие технологий интерактивного общения граждан с властью ещё в начале пути. Но вопрос внедрения этих новаций входит в план приоритетных задач губернатора Ставрополья Валерия Зеренкова. Работа активизировалась и краевому правительству уже есть чем гордиться на этом важном первом этапе.
Что сделано и что предстоит?
Уже два года, как вступил в действие Федеральный закон 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предполагающий развитие системы предоставления этих услуг в электронном виде. Тогда же была принята краевая целевая программа «Развитие информационного общества в Ставропольском крае на 2011-2014 гг, и по срокам реализации она подходит к своему «экватору».
За это время была подготовлена нормативная база и началась реализация конкретных направлений программы. В крае создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ). Сформированы перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых с использованием этой системы. Введён в промышленную эксплуатацию региональный портал госуслуг.
Самые популярные госуслуги: | |
---|---|
Штрафы ГИБДД и регистрация авто. Оформление документов на имущество. Оформление загранпаспорта. Подача налоговой декларации. Состояние пенсионного счёта. Информации по исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица. |
– Мы продолжаем перевод услуг в электронный вид, – рассказывает начальник отдела развития информационных систем и организации предоставления государственных услуг краевого комитета по информационным технологиям и связи Станислав ЧИПИГА. – В соответствии с распоряжением федерального правительства мы до конца этого года должны 100% услуг перевести в электронный вид. У нас должно быть переведено в электронный вид 217 государственных и муниципальных услуг. Часть из этих услуг передана на исполнение муниципалитетам.
По итогам анализа предоставляемых органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления муниципальных образований госуслуг в крае необходима разработка 27 региональных электронных сервисов и 29 типовых муниципальных электронных сервисов, включая сервисы поселений.
Для тех, кто не может сам
Большинство работоспособного населения сегодня не испытывает проблем общения с компьютерной техникой и имеет доступ в интернет дома или на работе. А вот как быть пожилым, инвалидам, да и вообще тем людям, которые просто не умеют пользоваться компьютером? Специально для них создаются большие многофункциональные центры по предоставлению госуслуг (в крае таких пока два – в Ставрополе и Кисловодске), а при администрациях городов и районов – клиентские службы.
С 2007 года в крае создано 7 клиентских служб, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в сфере соцзащиты населения по принципу «одного окна»: в Александровском, Советском, Степновском, Красногвардейском, Курском районах, в городах Невинномысск и Изобильный. В каждой из клиентских служб предоставляется от 17 до 60 государственных и муниципальных услуг, одновременно действуют от 3 до 7 окон обслуживания заявителей.
В Ставрополе осенью 2011 года открыт многофункциональный центр, который работает по сетевому принципу. В нём два центра доступа, имеющие 42 окна приёма граждан, единую базу данных и единый сервер, что позволяет предоставлять более 60 социально значимых услуг различного уровня (субъектового, муниципального) услуг без привязки к месту жительства заявителя. Это удобно и для тех, кто работает далеко от дома и может воспользоваться услугами многофункционального центра по месту работы.
В январе 2012 года многофункциональный центр открылся и в Кисловодске, который работает с использованием прикладного программного обеспечения «Информационно-программная система многофунк-циональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», что позволяет предоставлять более 70 социально значимых различного уровня (субъектового, муниципального) услуг.
Место СКФО
Недавно в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ проанализировали состояние внедрения электронного правительства в субъектах федерации и составили рейтинг регионов. Лидером стала Новосибирская область. Аутсайдеры – Чукотка и Адыгея, где не начал реализовываться ещё ни один пункт программы. Субъекты СКФО занимают совершенно разные позиции, и самое высокое место – 26-е – у Ингушетии. Кабардино-Балкария – на 33-м, Северная Осетия на 34-м. Ставрополье и Чечня вместе с Татарстаном делят 37–39 позиции. Дагестан – на 66-й строчке. Карачаево-Черкесия – на 79-80 местах с Московской областью.
Казалось бы, почему технически продвинутый Татарстан, бывший в деле внедрения ЭП пилотным регионом, «скатился» в середину, а богатое и густонаселённое Подмосковье вообще в конце списка? Много факторов, влияющих на развитие тех или иных направлений программы: что-то получается быстрее и лучше, а что-то наоборот. Да и факторы продвинутости и богатства региона не всегда играют нужную роль.
«Нам доводятся лимиты финансирования на каждый год, но это не соответствует тем потребностям, которые необходимы для реализации всего комплекса мероприятий», – сетует Станислав Чипига. То есть, Ставрополью, как и многим другим, банально не хватает денег ни из федерального, ни из регионального бюджета, зачастую приходится действовать на полном энтузиазме.
Смотрите также:
- Владикавказ может остаться без трамваев и маршруток →
- Как пользоваться электронным правительством? →
- Надежный банк для дальновидных клиентов →