Как вернуть доверие к людям в погонах?

Фото: АИФ

   
   

На своих страницах «АиФ-СК» часто рассказывает о полицейском беспределе. Стражи правопорядка нарушают закон повсеместно, сообщения о мздоимцах, садистах, мошенниках, несущих службу в рядах полиции, поступают из разных концов страны.

Сможет ли МВД начать обратный отсчёт от «точки не возврата»? Своим взглядом на проблему с «АиФ-СК» поделился в эксклюзивном интервью Алексей Ган ькин, президент Национальной полицейской ассоциации, не так давно проводившей свою конференцию в Пятигорске.

Обратный эффект

- Нареканий на полицию всё больше, и они не беспочвенны. Вместо того чтобы повысить статус сотрудника МВД, реформа дала обратный эффект…
- Нарекания были всегда и они будут. Дело в том, что в происходящем виновато не только МВД внутри себя. Да, есть программы, направленные на повышение квалификации, есть специальные службы. Но и общество должно помочь правоохранительным органам быть чище, выше, грамотнее, профессиональнее.
- А чем общество может помочь? Государство существенно увеличило денежное довольствие полисменов, а это, между прочим, и наши налоги…
- Во-первых, соответствующим отбором на службу в полицию. Общественность может и должна, если ей небезразлично, кто наденет погоны и будет выполнять задачи по охране правопорядка, вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, есть очень серьёзный слой профессионалов, уволившихся в своё время из органов внутренних дел. Это люди в возрасте 30-35 лет. Государство столько затратило на их подготовку – вуз, академия, они начали давать результат в работе. Прослужив по несколько лет в милиции, ушли, поскольку низкий уровень оплаты труда и отсутствие соцподдержки вынудили их сделать такой шаг. Нужно кормить семьи, а подстраиваться под сомнительные «условия», складывающиеся в органах в отдельные годы, они не смогли.
Государство сейчас разворачивается лицом к проблемам полиции. И не только можно, но и нужно вернуть этих людей в её ряды. Людей таких достаточно много, и они хотели бы вернуться. Стоило бы разработать это направление целенаправленно, последовательно, но должно быть взаимное доверие – люди не предали службу, а были вынуждены её оставить. Сегодня получается так, что работает в органах молодёжь только из учебных заведений и те, кто пришёл просто призывной возраст пересидеть такие тоже есть, что скрывать. И старшее поколение - вот-вот на пенсию. А среднее звено - выхолощено. Нужно предпринимать определённые действия, чтобы привлечь их в органы.
Что касается отбора – был в нашей стране такой опыт: служить трудовому народу в милиции направляли лучших. От станка, с предприятий, из институтов – по путёвке. И занималась этим общественность. Направляли, как на передовую, потому что безопасность – главное. Полиции нужны новые кадры, образованные, интеллектуальные. И условия привлекательные.

«Волчий билет» за проступки

- Что ещё добавить к увеличенной зарплате? Соцгарантии?
– Я не раз общался с американскими полицейскими. Для них увольнение из полиции по негативным причинам – страшное дело. Это «волчий билет» – ни в какие структуры на работу уже не возьмут, клеймо на всю жизнь. Потому они дорожат своим местом, для полицейского это и достойная пенсия и возможность оплатить учёбу детей. И престижная работа.
А у нас – уволят за грубейшие нарушения, смотришь – человек в коммерческой структуре, на зарплате в 2-3 раза выше. Это мы и обсуждаем сегодня – как повысить статус, как воспитать, чем заинтересовать. Взять жильё. Это проблема не только для полицейских – учителей, врачей. Всех, кто трудится на бюджете. Ипотека она же мало кому доступна… Надо рассматривать варианты решения квартирного вопроса.
- И все же, конкретнее: каким образом общество может ещё помочь при отборе в ряды МВД?
- Общественный контроль во всём. Начиная от поступления в профильные вузы. Одно дело ЕГЭ – образовательный момент, есть ещё физические данные, состояние здоровья. Самая тонкая точка – учебные заведения. Приходят девочки, получают государственное юридическое образование. Я не против женщин в полиции, многие прекрасно служат. Но далеко не все девушки после учёбы идут в органы МВД. А часть парней просто отсиживается до 28, укрывается от армии. В итоге получается, что кадров-то полиция недополучает.
Другой вопрос – династии. Никто не спорит, это важно. Но нередко дети не хотят продолжать дело отцов, такое бывает. В том нет ничего плохого, они выбирают свою дорогу. Но часто и густо идут по настоянию родителей учиться и служить. Поступают по звонку, сессии сдают по звонку и так далее. Идут по облегчённому пути, пользуясь связями отцов. Понятно, какой стереотип складывается – все вопросы можно решить либо взяткой, либо блатом. А молодые люди, реально стремящиеся работать в полиции, пробиться не могут - всё занято при поступлении: сыновья и дочери сотрудников МВД, прокуратуры, других органов. Из которых половина не пойдёт в полицию. Вот на этом этапе общественные организации, общественные советы должны подключаться, контролировать – кто поступает, какие планы, будет ли служить. Это важнейший момент в системе подготовки. Побольше бы простых людей приходило. Я сам в своё время пришёл в милицию, потому что очень хотел служить. Да, какая-то романтика была, книжная, киношная. Но я не разочаровался.
- Смогут ли власти и общественность действовать совместно? В тех же вопросах по возращению кадров конкурировать с коммерческими структурами?
- Стоит пробовать. Вести переговоры, предлагать условия. Если государство начало реформу, надо продолжать. Реформы только в начале пути. Отчёты, бодрые рапорты, что она прошла - это ошибка. Реформа продолжается. И все шансы добиться позитивного результата у нас есть.

Смотрите также: