Барьеры для вундеркинда

   
   

Не так давно наша газета писала о юном самородке из Ставрополя – ученике лицея-интерната СевКавГТУ для одаренных детей Артуре Борлакове, авторе теории сверхтекучести. Теперь, наверное, уже не напишем – Артур в этом году окончил лицей и поступил в знаменитую Бауманку.

ЕГЭ забирает лучших

– Каждый год до 60% наших выпускников уезжают учиться в другие регионы. Чаще всего – в престижные московские и питерские вузы, – говорит директор лицея для одаренных детей Оксана Романенко .

В этом году один из самых перспективных бывших лицеистов – «стобалльник» Роман Ступак – принял решение о получении высшего образования в Австралии. Таких свежеиспеченных иностранцев, «птенцов» лицея, уже пятеро…

Но ребята покидают Северный Кавказ отнюдь не только потому, что в мегаполисах, а тем более за границей – больший выбор научных школ, более качественное высшее образование и отличные возможности для трудоустройства по специальности. «Утечка мозгов» вписалась в общую тревожную тенденцию оттока из нашего региона успешных людей. На Северном Кавказе – самые маленькие зарплаты в стране на фоне терроризма и экстремизма, и этот фактор сбрасывать со счетов никак нельзя. Есть и другая серьезная причина «утечки».

– В ставропольские вузы без проблем поступают «стобалльники» из северокавказских республик, где коррупция в образовании велика. А для наших ребят с их более скромными честными результатами места находятся не всегда,– комментирует Евгений Бра жниковков , председатель комитета Думы края по образованию и науке. – Корень проблемы – в едином госэкзамене, который позволяет получать высшее образование недостойным.

Для кого кузница?

10 лет назад лицей для одаренных детей был создан на базе СевКавГТУ как кузница научных кадров именно этой альма-матер. Вундеркинды без экзаменов поступали в базовый вуз, тем самым вливая свежую кровь в ставропольскую науку. Но ЕГЭ и здесь «подложил свинью» – лицеистам, за редким исключением, приходится сдавать тесты на равных с теми, кто особо не парился в школе.

Так стоит ли платить за элитарное среднее образование, чтобы в итоге очутиться в провинциальном вузе, каковым, при всем к нему уважении, является СевКавГТУ?

   
   

Но пока на Ставрополье нет ни одного бесплатного учебного заведения для одаренных детей! Для головастых, но безденежных ребят, получается, двери таких школ закрыты.

А что же наши олигархи? Или их энтузиазм распространяется только на покупку футбольных клубов? Увы, вклад «денежных мешков» в будущее российской науки не столь весом, как порой может показаться. Это хорошо видно на примере уже упомянутого лицея для одаренных детей.

Пока реальные гранты ему предложил только благотворительный фонд РАО «ЕЭС России». Уже достигнута договоренность, что обучение троих учеников, которых лицей готовит для электроэнергетики, будет финансировать эта корпорация. С остальными фондами сотрудничество идет ни шатко ни валко. И одна надежда – на то, что лицей сможет добиться статуса федерального учебного заведения, а значит, и финансирование станет качественно иным.

– Но при всех трудностях я – оптимист и верю в будущее нашей науки, – говорит Оксана Николаевна. – Если в Ставрополе будет создан федеральный университет, его престижность поспособствует тому, чтобы светлые головы оставались на Северном Кавказе. К тому же не стоит забывать, что сегодняшняя глобализация, возможность общаться с коллегами-учеными из других стран через Интернет позволяет многим никуда не выезжать, а работать одновременно и на своей малой родине, и в вузах других государств…

Между тем

Выпускница средней школы №1 Ставрополя Ольга Перфильева в этом году стала единственной 11-классницей в крае, заработавшей аж два стобалльных результата на ЕГЭ.

Об этой одаренной девушке мы уже писали в прошлом году, когда Оля выиграла Всероссийский научный конкурс компании «Сименс». «Вундеркинд в юбке» прославилась тем, что нашла практическое применение биоразлагаемым материалам. Ее разработка открывает новые возможности для медицины, биотехнологии, сельского хозяйства.

Но продолжит ли Ольга занятия наукой? В этом приходится сомневаться. Хотя бы потому, что из большого количества престижных столичных вузов девушка выбрала отнюдь не тот, где она могла бы углубить свои познания в области химии и тем самым принести пользу изрядно оскудевшей на таланты отечественной науке. Ольга поступила в Высшую школу экономики. Осуждать за столь прагматичный выбор ее вряд ли стоит – нынче бал правят финансисты, а наука едва выживает.

Смотрите также: