Аварийный Ставрополь. Когда быть горожанином опасно для жизни

   
   

 

Когда люди, стоящие у власти и реально имеющие полномочия изменить в лучшую сторону жизнь окружающих, почему-то никак не хотят этого делать, за дело берутся неравнодушные к, казалось бы, очевидным, проблемам. И ничего, что ты не мэр и не губернатор, а обычный работяга, нашедший время на руководство общественной организацией и добившийся в верхах определённых результатов.

«АиФ-СК» уже рассказывал о Николае Мертине и Ставропольской региональной общественной организации по защите прав человека и основных свобод (СРОО). Не находя годами понимания у местных чиновников, он начал активное сотрудничество с государственными органами власти. И те пошли на контакт. В канун 2011 г. глава СРОО побывал в Совете Федерации, приёмной Президента РФ, в Госдуме, у Уполномоченного по правам ребёнка. Федералы были шокированы предоставленными организацией доказательствами по поводу беспредела, творящегося в Ставрополе. Не прошло и двух месяцев, как на губернский город нахлынула волна проверок, в том числе и государственных финансовых структур. Сейчас под главным прицелом – вызывающая массу протестов у населения, как выясняется, направленная в основном на собственное обогащение, деятельность ЖУКов (жилищно-управляющих компаний), грядёт проверка фонда ветхого и аварийного жилья, а также необоснованно высоких тарифов на коммуналку, ремонт и содержание жилья.

Официоз вызывает недоверие

Рассказывает Николай Мертин: «Мне задавали много вопросов и по поводу жилья для детей-сирот, чиновники пытались прояснить ситуацию, которая существует в городе и крае на самом деле, а не приходит в Москву в радужных официальных отчётах. Судя по тематике расспросов в разных властных структурах, понятно, что между той информацией, которую им предоставляет краевая и муниципальная власть, и потоком жалоб, идущим от наших сограждан, существует огромная пропасть в форме недоверия к первым. В столице не могут знать, что творится за 1500 км от нее, поэтому конкретно в адрес нашей организации прозвучала просьба как можно чаще, хотя бы раз в квартал, появляться в Москве с жалобами жителей и не только отчётом нашей организации, но и письменными отчётами чиновников об их проделанной работе. Тогда будет повод для приезда комиссий с проверками».

 Руководителю СРОО не раз жаловались на отсутствие достоверной информации, поступающей от чиновников на местах в Москву. Даже в телефонных разговорах Николаю Николаевичу нередко задают одни и те же вопросы: «Как надо не любить свой город и край, чтобы довести его до такого состояния? Ведь количество жалоб от ставропольчан о нарушениях прав человека пятикратно превышает среднее их число из других регионов».

Так кому закон не писан?

– Николай, что более всего запало в душу, когда вы разносили копии вашего Доклада по инстанциям?

   
   

– В Москве уже ходит шутка: конец света лучше всего встречать у нас, потому что сюда всё приходит на 10 лет позже. Ставрополь там считают весьма оригинальным субъектом. Так, в приёмной депутата Госдумы РФ Марины Игнатовой долго не могли понять, чего не хватает нашей мэрии, чтобы решать насущные проблемы горожан. Её коллеги из Мосгордумы были шокированы тем, что Ставрополь – единственный город в России, где до сих пор существует временная регистрация без права проживания и постоянной регистрации, в частности, в муниципальных общежитиях (так было и с героиней статей «АиФ-СК», многодетной матерью из категории детей-сирот Надеждой Мурадовой, которой после долгих мытарств на год чиновники давали где-то регистрацию, но долгожданным жильём так и не обеспечили – Авт.) Когда другой представитель Госдумы РФ, Валентина Кабанова, отправила свой депутатский запрос на Ставрополье по поводу того, какой юридической базой пользуются местные законодатели, внятного ответа она так и не получила, а наше предложение по вопросу создания комиссии по устранению фактов нарушения прав человека в Ставрополе внимательно рассмотрела и передала Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину с просьбой «принять все необходимые меры для решения проблемы». А такое скандальное дело, как дело ставропольской семьи Первирдян, по мнению москвичей, выходит за все мыслимые и немыслимые рамки, выставляя в не лучшем свете наших чиновников. Там искренне недоумевают: неужели горадминистрация не может решить жилищный вопрос семьи из 12 человек, пять из которых инвалиды, в том числе и дети, проживающей на 28 кв. метрах в аварийном доме без удобств?

 «Аварийный» город

Ветхий и аварийный фонд Ставрополя – это более 1500 адресов. Граждане РФ, жители города, проживающие в аварийных домах, рискуют своими жизнями (что, между прочим, является прямым нарушением сразу целого ряда прав согласно ст. 20 Конституции РФ, ст. 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах и ст. 2 Международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих защиту государством их права на жизнь. – Авт.).

Согласно Жилищному Кодексу РФ и ряду статей Конституции (2,17, 19 и др.) граждане – особая ценность государства, и защита их прав – святая обязанность государства, а также возмещение морального и материального ущерба, нанесённого действиями или бездействием муниципальных и госслужащих. При этом обязанность оплаты у граждан РФ возникает только с момента заключения договора социального или коммерческого найма или договора купли-продажи, но вышеуказанные граждане, то есть потерпевшие, оплачивают графу «Ремонт и содержание жилья», причём почти в половину стоимости всей «коммуналки». Вопрос: неужели аварийное здание – это нормальное жилое помещение, и работа ответственных должностных лиц по ремонту и содержанию жилья является выполненной, или их задача – превратить город в аварийный? Ответственными за решение этой проблемы и связанными с нею массовыми и длительными нарушениями прав граждан являются глава города и начальник жилищного управления Ставрополя.

Кстати, во многом аварийность домов, особенно в исторической части города, связана с сознательным игнорированием при новой застройке гидрологических режимов ставропольских грунтов, когда огромная подземная часть новых зданий нарушает гидрологию района, повышает уровень грунтовых вод, что приводит к резкой осадке ленточных фундаментов менее глубокого заложения домов старой застройки, к их разрушению и аварийности. То есть нарушаются законы экологии и интересы граждан в угоду крупного капитала строительных монополий.

 

В чьи карманы идут деньги?

В настоящее время в Ставрополе задача создания простых и эффективных механизмов контроля жителями качества услуг, оказываемых предприятиями ЖКХ, как главная цель реформы ЖКХ не выполнена. Это косвенно приводит к увеличению тарифов без повышения качества оказываемых услуг, к нарушениям прав самого массового потребителя в Ставрополе – жителей многоэтажных домов. Причина же – чисто бюрократический путь реформы ЖКХ, заключающийся в создании в середине 2000-х годов новых бюрократических подразделений типа Комитета по реформированию городского хозяйства и создания Единых расчётных центров (а жителей спросили, кому они нужны, почему бы не платить напрямую поставщикам услуг, как везде?).

Очевидно, что подобные меры вряд ли приблизят рядового ставропольца к получению прозрачной информации о том, сколько средств направлено на содержание и модернизацию ЖКХ, и сколько потрачено реально и эффективно денег на обслуживание и ремонт конкретных домов. Надо добиваться исключения графы «Ремонт и содержание жилья» для тех домов, в отношении которых это звучит абсурдом. В чьих карманах оседают шальные деньги?

Страшные будни коммуналок и общаг

Нарушения прав жителей коммунальных квартир связаны как с незаконными действиями работников местных органов власти и коммунальных служб с регистрацией и приватизацией комнат, так и с непрозрачностью городской программы расселения коммуналок. Всё это приводит к таким криминальным явлениям, как убийства ставропольцев ради квартир. А массовые митинги протеста жителей по привлечению внимания к своему бесправному положению доказывают актуальность проблемы и её массовый характер. Для организации коллективного диалога жители общежитий формируют общественные объединения и пытаются вести диалог с органами власти, но пока менее успешно, чем движение обманутых инвесторов жилищного строительства.

Между тем

СРОО по защите прав человека и основных свобод не поддерживает интересы и не финансируется ни одной из политических партий, чиновниками либо спонсорами или меценатами. Её члены – рядовые жители г. Ставрополя и Кавминвод (там недавно открылся филиал). Все жалобы в госструктуры и европейские правозащитные организации формируются в рамках законодательства РФ и основываются на фактах и документах. Пока организация существует на чистом энтузиазме её сотрудников. Обнадёжило предложение Президента РФ Дмитрия Медведева в послании Федеральному Собранию 2010 г. заложить для финансирования независимых общественных организаций строку в госбюджете.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, ДЕФОРМИРОВАННЫХ ОПОЛЗНЕВЫМИ ПРОЦЕССАМИ (=>СКАЧАТЬ<=)