Лифты с экстримом. Почему ломаются новые подъёмники в старых домах?

Ростехнадзор в КЧР уже приступил к поверкам оборудования с истекшим сроком эксплуатации. © / "Архыз 24" / Кадр из видео

Замена старых лифтов не спасает от риска застрять в пролёте. Жители одного из домов Черкесска полгода жалуются на новый подъёмник, который барахлит со дня установки. Почему современное оборудование даёт сбои и кто должен за ним следить, разбирался «АиФ-СК».

   
   

Пешком или рискнём?

Жильцы десятиэтажки №346 на улице Октябрьской в Черкесске уже боятся пользоваться лифтом - так часто он барахлит. Его запустили 25 августа 2022 года, заменив устаревший механизм и кабину. Однако порадоваться люди не успели.

«Утром чинят, к вечеру ломается. Утром спешишь на работу - он стоит, вечером приходишь уставший - подняться не на чем. В подъезде 40 квартир, в которых живут и старики, и больные, и беременные, и мамы с маленькими детьми, которым приходится подниматься пешком или рисковать, что застрянут», - рассказала жительница дома.

Она предполагает, что лифт бракованный, и его надо менять, но управляющая компания просто посылает механика, тот временно налаживает работу, а потом всё снова повторяется.

На частые остановки новой техники жалуются и другие жители Черкесска.

С похожей ситуацией пару лет назад столкнулся председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты города Будённовска на Ставрополье Сергей Крячков. Установленный во время капремонта лифт постоянно отключался.

«Дело в том, что автоматику должны настраивать представители завода. Местные подрядчики этого делать, как правило, не умеют. Но услуги заводских специалистов стоят дорого, и дельцы, которым хочется на капремонте побольше заработать, нанимают кого попало, - объяснил общественник. - У нас оказалось, что настройщики лифта не имели ни квалификации, ни лицензии на такую работу. Спустя год приехали сотрудники завода, отрегулировали автоматику, которая постоянно отключала оборудование, и теперь никаких проблем».

   
   

Старых - пять тысяч

Замена лифтов ведётся по программе капитального ремонта. На Ставрополье из-за этого жители домов с подъёмниками платят взносы на рубль больше, чем жители низкоэтажных многоквартирных домов, - 9,63 руб. за кв. м. В этом году по решению губернатора края цена не поднялась. Недостающие средства выделяет краевой бюджет.

Старыми считаются подъёмники возрастом более 30 лет. Свыше 900 из них за три года обновили. Но внимания требуют, по словам министра ЖКХ Александра Рябикина, ещё около пяти тысяч лифтов. В 2023 году новые установят в 39 многоэтажках региона. В прошлом году объём работ был в полтора раза выше - обновили оборудование 55 МКД.

Все новые лифты - отечественного производства, утверждает пресс-секретарь Фонда капремонта Ставропольского края Екатерина Рахамилова. Поставщики услуг по замене определяются на торгах и сами закупают оборудование в соответствии с техническим заданием. Российские товары вполне подходят.

Отечественным подъёмником власти Кисловодска обещают заменить даже греческий лифт в относительно новой многоэтажке на улице Звёздной. Он как поломался перед пандемией, так и остаётся без запчастей сначала из-за коронавирусных ограничений, а теперь из-за санкций.

Всем бы такой подарок

В других регионах СКФО лифты тоже меняют, но порой объёмы работ на 2023 год скромнее. В КЧР будет модернизация в пяти домах, а в прошлом году современные подъёмники заработали в 10 многоэтажках. Кстати, в общественную организацию «ЖКХ-контроль» жалоб именно на лифты не поступало, хотя нареканий по поводу капремонта крыш и фасадов очень много, говорит руководитель республиканского отделения Анатолий Баркова.

В Северной Осетии в этом году планируют заменить 50 подъёмников. В прошлом поставили 100 штук, причём их республике бесплатно передал руководитель Карачаровского механического завода Александр Дзиов.

А вот в Кабардино-Балкарии в 2023 году, напротив, лифты будут менять активнее. В этом году собираются обновить их в 29 домах. В прошлом году модернизировали только три подъёмника. Раньше эти работы финансировались только за счёт денег собственников, а теперь средства выделяет республиканский бюджет.

Кстати

Контроль за состоянием лифтов отныне возложен на Ростехнадзор. В его Кавказском управлении рассказали, что ввод в эксплуатацию нового оборудования упрощён постановлением правительства РФ от 30.11.2022 № 2166.

«Если раньше владелец или эксплуатирующая организация - УК, ТСЖ, кооператив - должны были собрать пакет документов и пригласить запускать лифт инспектора Ростехнадзора, то с марта 2023 года управляющие компании сами после сбора документов на оборудование испытывают кабину и подписывают акт ввода. Потом уже документы сдаются в Ростехнадзор для постановки на учет, - уточнили в управлении. - Но при этом появилось понятие «индикатор риска», при срабатывании которого Ростехнадзор проводит внеплановые проверки. Это происходит, если сведения о лифте не появились в госреестре спустя 20 дней после ввода здания в эксплуатацию, в течение 30 дней не остановлен отработавший свой срок лифт или есть угроза жизни и причинения тяжкого вреда здоровью».

Лифты с экстримом обязаны остановить, пока неисправность не устранят.