Очарованный Кавказом. Работы князя Гагарина вернулись в Пятигорск

«Акварель – очень сложная техника. Григорий Гагарин не только в совершенстве владел ею, он тонко чувствовал материал, деликатно и трепетно передавал настроение, детали. Он был эмоционален, и это не оставляло зрителя равнодушным более полутора столетий», – рассказывает заведующая экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова Ольга Алексенко.

   
   

В два голоса

Здесь, в стенах музея, и развернулась экспозиция уникальных работ князя Гагарина, художника, архитектора, этнографа, офицера. Свою редкую и для столичных музеев коллекцию представил Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. Не так давно выставка, посвящённая лермонтовскому Кавказу, экспонировалась в Махачкале. Теперь соседи прибыли с ответным визитом. Музейщики отмечают: Михаил Лермонтов и Григорий Гагарин были хорошо знакомы. И оба воспевали Кавказ – в поэзии и на холсте. «В 1840-м году в Пятигорске несколько работ они создали вместе, – говорит краевед и писатель Александра Коваленко. – Ещё несколько рисунков Лермонтова Гагарин скопировал, благодаря чему они сохранились. А на картину художника, посвящённую сражению при Валерике, одна из сцен «перекочевала» с лермонтовской работы».

Картины Г. Гагарина Фото: wikipedia.org

Открыл Кавказ

Коваленко подчёркивает: выставка, безусловно, событие. Она соединила историю двух музеев ещё одним именем – просветителя Дмитрия Павлова.

«Он был создателем и одним из первых попечителей лермонтовского музея в 1915-1916 годах, а в середине 1920-х занимался организацией краеведческого музея в Махачкале. За короткий срок собрали столько экспонатов, что часть из них позже легла в основу собрания музея изобразительных искусств. В том числе и «гагаринская коллекция» – более 60-ти листов. Их передал дагестанскому музею подвижник Павлов, основатель музейного дела в регионах Кавказа».

Гагарин создал первую, самую многочисленную галерею национальных костюмов народов Азербайджана, Грузии, Дагестана, Кабарды и других кавказских регионов. В середине XIX века в престижном парижском издательстве Lemercier вышел в свет альбом «Костюмы Кавказа», сразу ставший раритетом. «Часть литографий из этого альбома была отпечатана художником лично, – отмечает Александр Сергеев, заведующий отделом изобразительного искусства ДМИИ. – Об этом свидетельствует монография на самой литографии и текстовая подпись под ней: «Печатал князь Гагарин».

Великолепные акварели с кавказскими пейзажами, рисунки, батальные сцены и сцены мирной жизни горцев – Кавказ предстаёт здесь совсем с другой стороны. Для тех, кто интересуется культурой региона, это будет открытием, убеждена Любовь Подсвирова, заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея Л.Н. Толстого (Москва).

«Такой Кавказ мало известен. И эта экспозиция – редкость и для столичных музеев. Гагарин был очарован Кавказом, он не только запечатлел образы горцев, казаков, он стал пропагандистом культуры Кавказа, познакомил с его традициями и костюмом Европу. Открыл Кавказ миру… Им создан самый поэтический портрет Хаджи-Мурата. С Толстым они не были знакомы лично, но этот портрет был у Льва Николаевича. И когда знаменитый Лансере иллюстрировал Толстого, он опирался на зарисовки Гагарина».

   
   

Смотрите также: