Думал хлам, оказалось - сокровище. Школьник создаёт музей на Ставрополье

За каждым предметом - история старожилов, записанная в толстой тетради. © / Глеб Абрамов / Из личного архива

Однажды восьмиклассник из станицы Александрийской Георгиевского округа Ставрополья Глеб Абрамов разбирал завалы на чердаке и споткнулся о механический патефон. Как старинный «плейер» изменил его жизнь и сделал хранителем станичной истории - в материале «АиФ-СК».

   
   

Абажур, часы, конюшня

Глеб залез на чердак, чтобы разобрать ненужный хлам, а нашёл наследие своей семьи в виде фотографий и предметов старины. «Рухлядь» настолько заинтересовала юношу, что он начал собирать её по всей станице. Каждая вещь, отреставрированная подростком, таит в себе воспоминания старожилов о традициях, культуре, истории родного края.

Школьник часто разговаривает со стариками в Александрийской, а потом их рассказы заносит в толстую тетрадь. Заметок собралось уже столько, что впору книгу издавать. Но это в дальних планах.

Некоторые предметы - из XVII века. Фото: Из личного архива/ Глеб Абрамов

Сейчас же задача №1 - организовать в станице музей, чтобы тот от а до я мог рассказать посетителям историю казачьего быта. Коллекция содержит более 500 экземпляров. Некоторые датированы XVII веком. Небольшой сарай, отданный родителями под увлечение сына, доверху заполнили абажуры, кухонная утварь, старинные монеты, кованые петли, сундуки 1906 года выпуска, тканые ковры, казачьи шашки, иконы, весы, часы времён Российской Империи.

Чиновники предлагали юноше переехать в помещение при сельском Доме культуры, но Глеб отказался.

«Я в 50 квадратах не умещаюсь, там же комнатка и того меньше», - вздыхает юный антиквар, мечтая о просторном помещении. Туда можно было бы забрать и каменный забор, и дореволюционную конюшню, которые ему предлагают бескорыстные станичники. Всё упирается в отсутствие свободного пространства.

«Каждый экспонат уважения требует и ответственного хранения: чтобы мыши не погрызли, дождь не намочил, хулиганы не испортили», - говорит Глеб.

   
   
Коллекции школьника тесно в сарае. Фото: Из личного архива/ Глеб Абрамов

«Заброшки» с легендами

Мальчик надеется, что рано или поздно власти выделят под нужды музея отдельный дом. Не обязательно новый, но обязательно с историей, чтобы зашёл и сразу на 200 лет назад в прошлое вернулся.

В станице Александрийской, по словам Глеба, есть три «бесхозных» варианта, соответствующих задумке. Одно из домовладений располагается на улице Первомайской.

Там была церковь, которую давным-давно переделали в казачий курень, но уже на протяжении 20 лет здание стоит заброшенным. Если в нём кто и обитает, то лишь дворовые собаки, которым абсолютно всё равно, какой ценностью обладают деревянные ставни, резные наличники, цветная черепица на крыше. А вот Глеба дыхание старины несказанно вдохновляет.

«Там и палисадник есть, терраса, колодец. Вот бы вёдра поставить, деревянное коромысло - у меня всё есть. А ещё конюшню можно перенести и рядом разложить хомуты, сёдла, вожжи, подковы, стремена, наковальню, молоточки. Баню не забыть. Куда ж без бани-то? Она у каждого казака была», - фантазирует юноша, каким чудесным станет заброшенное задание, если местные власти найдут возможность отдать дом и помочь с ремонтом.

«Ещё есть вариант на улице Гагарина. Дом тоже заброшен. От центра до него минут 20 пешком. В нём самое интересное - фундамент. Под самым порогом лежит метра два в ширину точёный камень, и на этой глыбе высечена надпись, которую пока не удается прочесть. Ещё знаем, что в нём жил молодой кулак со своей невестой. Когда его арестовали, девушка не вынесла горя и повесилась», - вспоминает местные легенды о «несчастливом доме» Глеб.

Аптека была бы подходящим местом для музея. Фото: Из личного архива/ Глеб Абрамов

А ведь ничто так не привлекает туристов, как подобные суеверия и возможность прикоснуться к чему-то загадочному и таинственному. Ну или очень древнему, как латунная дверная ручка в местной аптеке, ранее также числившейся казачьей усадьбой. По словам юноши, это идеальный вариант для культурного центра в станице, куда не стыдно и детей привести, и самим сходить. Покачать люльку, потрогать дубовый стол, накрытый самотканой скатертью, полюбоваться кузнецовским фарфором, замереть перед молитвенником в кожаном переплёте с двухсотлетней историей…

Антиквариат не продаётся

Многие из экспонатов Глеба настолько ценны и уникальны, что юношу неоднократно просили продать что-то из коллекции. Но он наотрез отказывается от заманчивых предложений.

«Я не ради денег хочу создать музей. Это наша история, наши традиции, наша культура, и хочется, чтобы мы не росли Иванами не помнящими родства. Такой музей необходим обществу, это иммунитет от забывчивости», - очень по-взрослому рассуждает юный ценитель старины.

Глава округа впечатлён увлечением юного антиквара. Фото: Из личного архива/ Глеб Абрамов

Глеб уверен, что музей не будет работать «вхолостую». Ведь даже в нынешнее скромное помещение часто наведываются школьники, приезжают экскурсии с Кавминвод, бывают и высокопоставленные гости. Недавно заглянул глава Георгиевского округа Андрей Зайцев. А после в своём телеграм-канале отметил, что будет рад помочь амбициозному юноше.

«Найдём свободное помещение, где разместятся все раритеты и куда можно будет прийти любому желающему. Ну а от Глеба теперь ждём четко сформулированный план с его видением дальнейшей работы музея!» - написал глава округа.