Фотографии розового озера в Ставрополе, появившиеся сначала в социальных сетях, а затем и в лентах новостей взбудоражили общественность. Большинство горожан сначала даже не поверили глазам: мол, как вода может стать такой яркой, наверняка тут не обошлось без фотошопа. Однако чуть позже стало понятно, что это «творчество» не столько авторов снимка, сколько химических предприятий. Может ли водоем угрожать здоровью горожан и что об этом думают сами ставропольцы, экологи и сотрудники Минприроды, читайте в материале «АиФ-СК».
Триколор на химзаводе
Конечно, цвет озера, которое тут же прозвали «гламурным», стал темой бурного обсуждения в соцсетях.
Стас Костин: «Знаю где это. Ходить туда опасно, так как большая концентрация сероводорода… там еще таблички висели «мертвая зона».
Ден Малофеев: «Эти пруды-отстойники принадлежат «Люминофору» (предприятие работает в сфере «Промышленные химические средства, сырье для химической промышленности»). Они там уже давно. И частенько не природных цветов, были и оранжевые. Это территория предприятия вдали от жилых домов. Так что все там нормально».
Булат Магомедов: «Уверен, будет прикол, если ультрафиолетовым фонариком ночью посветить в это озеро».
На волне «порозовения» в сетевом пространстве вспомнили и про настоящие розовые озёра – те, что от природы окрашены в столь нетипичный для водоёмов цвет, полярный в палитре спектра.
Ученые объясняют, что розовой вода становится из-за водорослей, которые вырабатывает пигмент каротиноид. Наблюдать это можно круглогодично, например, на озере Хиллер в Австралии или на Пыльном озере в Канаде. Таких водоёмов в мире существует как минимум 10. Туристы толпами едут туда, чтобы сфотографироваться на фоне необычной акватории и даже набрать немного воды, чтобы привезти в качестве сувенира.
Однако фотографии ставропольского водоема не оставляют сомнений — цвет воды не такой, как на природных розовых озерах. Местный водоём имеет оттенок фуксии — кислотно-розовый. Столь насыщенным цвет стал, по всей видимости, из-за примененного к фото фильтра, поскольку на кадрах и видео без компьютерной обработки оттенок не такой «гламурный», как окрестили его ставропольцы, но всё же яркий. Розовый цвет настолько впечатлил общественность, что она не разглядела не менее странной гаммы воды в соседних водоёмах — странность в том, что цвет воды в них разный – голубой и зелёный. Это отчетливо видно на кадрах с квадрокоптера, которые снял ставрополец Михаил Пушилин.
Надзору не подлежит
Расположены водоемы, кстати, на закрытой территории. Это участок промзоны в черте Ставрополя, ограждённый колючей проволокой и табличками «Опасная зона! Посторонним лицам въезд и проход воспрещён». Расположен участок в районе проспекта Кулакова, между 1-й и 2-й Промышленными улицами. Туда уже выезжали специалисты краевого Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В результате исследований сотрудники ведомства зафиксировали «окраску водной глади в бледно-розовый цвет без характерных специфических запахов», однако выяснять природу появления этой самой окраски не стали.
По словам министра Андрея Хлопянова, территория находится в пользовании компании «Экосервис», которая занимается утилизацией химических отходов.
«Это предприятие не подлежит региональному экологическому надзору», – добавил Хлопянов.
«А кому же тогда принадлежит водоем?» - возмущается местный борец за экологию Виктор Ильинов. Он считает потенциально опасным не только сам водоем, но и местность вокруг. Однако выводы пока можно сделать лишь одни – это не явление природы, а следствие человеческой деятельности.
Озеро, которого нет
«Этого водоёма вообще нет!» – возмущается директор «Экосервиса» Рудольф Агапов, читая новости о порозовевшей воде.
По его словам, это вовсе никакой не водоём, и уж тем более, не озеро – это отстойник, который в хорошую погоду выглядит как яма. А стоит пойти дождю, он превращается в гигантскую лужу, которую общественность сочла чуть ли не природным объектом. Отстойником «Экосервис» пользуется 17 лет, но это только последняя веха сооружения. До этого больше полувека отстойник принадлежал заводу-производителю люминофоров (вещество, способное преобразовывать поглощаемую им энергию в световое излучение).
«Там вся таблица Менделеева!» – невозмутимо говорит Агапов, не вдаваясь в конкретику, реакция каких именно веществ спровоцировала столь нетипичное цветовое решение.
Касательно же двух других водных сооружений, то здесь Рудольф Агапов и вовсе начал отрицать: «Нет такого! В них цвет воды совершенно одинаковый».
«Розовые анализы»
Сейчас исследованием розовой воды в отстойнике Ставрополя занимается территориальный отдел Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СКФО. Когда расследование завершится, станет ясно, так ли оно безвредно, как говорит о нём директор фирмы, или же так ли оно токсично, как уверены некоторые общественники. Одно из вероятно находящихся в воде веществ, вызывающих наибольшие опасения – розовая плесень, или трихоцетиоз.
Доктор биологии израильского университета Едида Шараби сообщила stv24.tv свои предположения на этот счет. Ветер, по словам эксперта, может переносить споры этой плесени на десятки километров, поражая жилые постройки, вызывая у людей поражение лёгких и тяжёлую форму аллергии. Но этот «диагноз», подчеркнула ученая, она ставит «наощупь», а поэтому до проведения лабораторных исследований бить тревогу рано.